Износ рельсов

Трение, происходящее при взаимодействии колесной пары и рельсовой колеи, ведет к серьезному износу поверхности, а значит, снижаются эффективность и безопасность, а также тяговые качества. Как следствие, повышаются финансовые расходы путевых служб или владельца состава.

Дефектами рельсов являются любые отклонения от норм стандартизации и влекущие уменьшение периода пригодности. Такие изменения могут быть отнесены к полным или частичным. При частичных на определенном участке рельса, к примеру, могут возникнуть волнообразные деформации, а при полных повреждениях вводятся ограничения на скорость и затрудняется прохождение составов.

Классификацией дефектов предусматривается подразделение видов рельсовых изъянов на типы:

  • Трещины поперечного или продольного характера, отслойка поверхностных слоев;
  • Наличие изломов и изгибов, затрудняющих возможности эксплуатации;
  • Присутствие износа, смятия и других отклонений, полученных в результате работы.

К основным причинам износа относятся:

  • Брак, возникший при изготовлении и сварке, либо низкое качество стали;
  • Несоблюдение норм содержания железнодорожных путей;
  • Усиленные воздействия на железнодорожные пути, вызванные наличием изъянов у подвижных составов или нарушенными правилами вождения;
  • Иные негативные влияния механического характера.

Независимо от того, что повреждения могут быть вызваны одновременно несколькими причинами, требуется выявить основную и единственную первопричину.

Повреждения рельсов также могут быть остродефектными или просто дефектными, что характеризует уровень безопасности их эксплуатации.

Остродефектными называются рельсы, эксплуатировать которые больше нельзя, в связи с нарушениями норм безопасности. Такие рельсы незамедлительно изымаются, либо на них временно устанавливается особый режим на период ремонта подъездных путей.

Дефектными рельсами являются такие элементы, которые обладают видами отклонений, снижающих эксплуатационные характеристики, но не влекут за собой неблагоприятные и опасные ситуации. Им требуется постоянный контроль для не допуска ухудшения ситуации и своевременного реагирования.

После детального изучения причин полного повреждения определяется код дефекта и заносится в специальный журнал учета с приложением фотоснимков и всё это направляется в диагностический центр.