Эволюция тормозов на автомобиле от самого начала до современности!

2021-08-19

При выборе автомобиля люди нередко задаются вопросом, какие тормозные диски лучше, и какая именно модель будет надежной при эксплуатации транспортного средства. При этом мало кто задумывается о том, как именно появилась тормозная система, и какой была ее история на пути к современному виду и функционалу.

До появления автомобиля

Первые тормоза были изобретены для гужевого транспорта. Их функция заключалась в остановке повозки, которую лошадь могла разогнать до достаточно большой скорости. Данное устройство имело простую конструкцию: колодка, приводящаяся в действие одним или несколькими рычагами. С появлением резиновых пневматических шин приспособление стало неэффективным, что дало мощный толчок для дальнейшего развития тормозов.

Начало: до 1920-х годов

В начале прошлого века легковые автомобили могли развивать скорость до 100 км/час. Тогда в Англии и появились первые тормозные диски, которые в 1902 году запатентовал Уильям Ланчестер. По примитивной конструкции и техническим характеристикам они мало чем отличались от нынешних велосипедных тормозов и издавали сильный скрип во время движения.

Позже стали использовать улучшенные механизмы, представленные в двух вариантах: ленточные и барабанные. В то же время Рэнсом Олдс, работающий над гоночным автомобилем «Олдсмобиль», установил на задние колеса собственную конструкцию ленточных тормозов, оснащенных приводом от педали в полу. Такое устройство использовалось американскими машиностроителями следующие несколько лет. Благодаря ему путь торможения составлял 6,5 м при скорости 22,5 км/час.

Однако уже в 1910-х годах начали активно использовать барабанные системы, в которых колодки были помещены внутрь. Их принцип действия послужил примером для будущих изобретателей.

Эволюция в период 1920-1950 годов

В развитии тормозной системы в период 1920-1950-х годов стоит отметить следующие этапы:

  • 1919 г. – появился механический привод тормозов, которые устанавливали и на передние, и на задние колеса;
  • 1924 г. – такую систему активно использовали Duesenberg, Rickenbacker, Ford, Plimyt, а потом и другие производители транспорта;
  • 1928 г. – «Плимут» стал использовать запатентованный американцем Малкольмом Локхидом гидропривод, который приводился в действие через систему трубок, заполненных специальной жидкостью;
  • 1920-е гг. – появились сервоприводы, позволяющие делать меньшее усилие при надавливании на педаль торможения;
  • 1928 г. – в Pierce-Arrow система была дополнена вакуумным усилителем;
  • начало 40-х гг. – изобретение дуплексного механизма, оснащенного двумя раздельными гидроцилиндрами и двумя колодками;
  • 1945-1946 гг. – начали использовать высокооктановые сорта бензина;
  • начало 1950-х гг. – конструкторы создали алюминиевые тормозные барабаны с низким уровнем шума;
  • рубеж 50-60 гг. – начали применяться гидроцилинды, которые обеспечивали «самоподвод» задних тормозных дисков.

История развития тормозов во 2 половине ХХ века

В 1953 году на модель Jaguar C-Type установили первые дисковые тормоза, сделанные в компании British Girling. Это стало новым этапом эволюции в автомобильной промышленности. Они отличались от остальных конструкцией: колодки прижимались к наружным плоскостям чугунных дисков, а не к внутренней поверхности барабана.

Со временем этот механизм стал более компактных размеров и имел улучшенные показатели работы: сокращенный тормозной путь, минимальный риск заноса, долговечность.

Узнать подробнее про виды тормозных дисков можно тут!

Новый этап

Последние 20 лет производители автомобилей устанавливают на машины электропривод стояночного тормоза. С помощью него удается затормаживать по команде бортовой электроники без задействования основной системы. Также есть транспорт с рекуперативным торможением. Проведенные изменения позволили создать устройство, которое отличается бесшумной работой, надежностью при эксплуатации независимо от ситуации, повышенной мощностью.

Эволюция тормозов для транспорта позволила нам получить долговечные механизмы, обеспечивающие безопасность в любых условиях вождения. Но вскоре и они потеряют актуальность из-за появления новинок.