Приемка квартиры – финальный этап ваших отношений с застройщиком. Руководитель премии Urban Awards Ольга Хасанова отвечает на главные вопросы, связанные с приемкой квартиры у застройщика.
Когда приезжать на приемку?
В договоре долевого участия обязательно указывается срок ввода в эксплуатацию. Но нередко случается, что дату переносят один-два квартала относительно той, что была заявлена изначально. Если застройщик заблаговременно – не менее чем за два месяца – информировал дольщиков, а также вносил соответствующие изменения в проектную декларацию, то волноваться, как правило, не о чем. Перенос на один-два квартала – это довольно распространенное явление на рынке. Однако если сроки срываются, а девелопер молчит, то это уже повод для беспокойства.
То, что строительная компания получила разрешение на ввод в эксплуатацию, не значит, что она немедленно передаст ключи будущим жильцам. Между этими событиями может пройти несколько месяцев. Как вы узнаете, что «уже можно»? Вам позвонят или пришлют письмо или хотя бы смс. В любом случае необходимо дождаться официального приглашения от застройщика.
Что взять с собой?
Приезжая осматривать новую квартиру, вы фактически направляетесь на экспертизу. И эта экспертиза — далеко не формальность. Вам, между прочим, в этой квартире жить. Поэтому еще на ночь надо собрать маленькую «экспертную сумку». Что в нее нужно положить?
Фонарик. Хотя вы отправляетесь на осмотр днем (его обязательно нужно проводить днем!), следует помнить: в квартире еще не установлены люстры и светильники, а потому там достаточно темных мест.
Мел. Он отлично подходит для того, чтобы маркировать брак на полу и на стенах.
Лазерный дальномер или рулетка. Они помогут проверить, насколько реальные габариты квартиры соответствуют указанным в ДДУ.
Уровень и строительное правило. Как покупатель, вы заинтересованы в том, чтобы стены были максимально ровными. Если они не такие, то уровень и правило обеспечат вас нужными доказательствами. Допустимыми считаются неровности в пределах 5 мм.
Любой электроприбор, «который не жалко». Для того, чтобы проверить розетки при приемке.
Прибор, который фиксирует утечки газа, если у вас будет установлена газовая плита.
Тепловизор. Он выявит утечку тепла в некачественно заполненных швах оконных конструкций.
Обязательно проверьте датчик пожарной безопасности!
С кем нужно пообщаться?
В первую очередь с будущими соседями. Большое подспорье в этом – социальные сети. У большинства жилых комплексов есть страницы или группы, объединяющие сообщества покупателей. Когда будущие жильцы находят недостатки во время приемки, они часто публикуют фото и активно обсуждают. Вступив в такую группу, вы сможете лучше подготовиться к предстоящей процедуре и заранее определить для себя список «слабых мест», на которые обязательно нужно обратить внимание. С другой стороны, это еще и удобный канал для самоорганизации —отстаивать права сообща куда эффективнее.
Если вы не уверены в своих силах, то можете обратиться в организации, которые специализируются на профессиональном анализе передаваемого жилья. Опять же — в социальных сетях вам могут дать на этот счет заслуживающие внимания рекомендации.
Какие документы взять с собой и какие потребовать у застройщика?
Выезжать на ревизию нужно с паспортом и оригиналом договора. Если собственников несколько и кто-либо из них отсутствует, то следует заранее подготовить нотариальную доверенность. Застройщик должен предъявить разрешение на ввод в эксплуатацию и акт присвоения почтового адреса.
Относятся ли к приемке места общего пользования?
Безусловно да. Любые пороки в отделке подъезда тщательно фиксируйте и записывайте, чтобы потом внести в акт. Застройщик обязан их устранить. Помимо этого, ваш интерес заключается и в том, чтобы осмотреть подвальные помещения или пространство под крышей (если квартира расположена на первом или последнем этаже, соответственно). Если вам приходится подниматься к вашей квартире пешком — это тоже никуда не годится. Отсутствие работающего лифта обязательно вносится в акт.
На что нужно обратить внимание непосредственно в квартире?
Если оставить за скобками очевидное, то особенно внимательно нужно проверить следующие моменты:
- номера счетчиков соответствуют тем, что указаны в их паспортах,
- лоджии оснащены козырьками,
- на стеклопакетах есть ручки, а зазоры в проемах заполнены монтажной пеной
- стыки у потолков заделаны,
- болты у радиаторов крепко затянуты,
- плинтус крепко зафиксирован,
- на плитке нет трещин и сколов,
- рядом с трубами водоснабжения и радиатора нет потеков; если они есть, необходимо заявить о замене поврежденного элемента.
Вашим чек-листом является договор долевого участия. Если что-то из указанного в нем отсутствует или выполнено в ненадлежащем виде — это основание для претензии.
Где указывать все недочеты?
Для этого существует отдельный документ – дефектный акт, который заполняется в двух экземплярах (один для вас, другой для строительной компании). Этот документ содержит следующую информацию:
- полный адрес дома,
- номер квартиры,
- наименование застройщика,
- реквизиты застройщика (в том числе адрес регистрации),
- ФИО руководителя застройщика,
- полный перечень всех обнаруженных вами недостатков.
Акт должны подписать и вы, и полномочный представитель компании-застройщика.
После этого добросовестный застройщик приступает к устранению недостатков, а затем приглашает вас на повторную ревизию. Если результат исправлений вас удовлетворит, вы подписываете акт приема-передачи. Если нет — цикл повторяется.
При любых обстоятельствах важно придерживаться правила: ставить подпись на акте приема-передачи можно исключительно после того, как вы побывали в квартире, методично ее осмотрели и сверились с теми обещаниями, которые вам давались в ДДУ. В противном случае (случай, действительно, противный) у вас не будет законных оснований добиться от застройщика выполнения всех обязательств — ведь вы сами расписались в том, что существенных недостатков не обнаружено.