Сможет ли импортозамещение повысить рентабельность отрасли или, наоборот, вызовет снижение качества проектов
Отечественная строительная отрасль переживает непростые времена. За год количество обанкротившихся застройщиков выросло вдвое. Доходы людей снизились и, следовательно, их покупательская способность. Спрос на новостройки в Москве сохранился, но во многом благодаря лишь падению цен.
Застройщики оказались в непростой ситуации. Чтобы привлечь покупателей, им приходится демпинговать, тогда как стоимость стройматериалов, особенно импортных, серьезно выросла. Один из способов снизить себестоимость строительства – переход на отечественные строительные материалы. Однако если в массовом сегменте такая стратегия реализуется вполне успешно, то с элитными проектами дело обстоит сложнее.
Есть риск снижения качества строительства, что неприемлемо для дорогого жилья. Кроме того, остается группа материалов, отказаться от которой не позволяет статус комплекса. Портал «Элитное.РУ» узнал у представителей застройщиков и агентств недвижимости о перспективах импортозамещения в строительной отрасли.
Председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова
– Примерно два года назад доля импортных материалов в проектах комфорт-класса не превышала 20%, а в сегменте бизнес она составляла порядка 40%. Отметим, что основную часть импорта составляет инженерное оборудование, в том числе лифтовое оборудование и насосные станции, а также некоторые виды отделочных материалов. А песок, цемент, щебень, металл, а также сантехника, трубы и арматура в основном используются отечественные.
В условиях санкций и антисанкций доля импорта основных строительных материалов, в частности, кирпича и цемента, сократилась почти в пять раз. Правда, выпуск российскими производителями большинства импортозамещаемых стройматериалов вырос не столь весомо, что привело к подорожанию некоторых из них на 20-25%. На сегодняшний день при возведении жилья эконом-класса доля зарубежных материалов не превышает 10%, в бизнес и премиум сегментах она может достигать 30%. Наибольшая доля импорта – до 40-50% – используется при строительстве элитных объектов. То есть, мы по-прежнему многое вынуждены импортировать, но объемы снизились.
Руководитель службы застройщика ЖК «Андерсен» и «Ирландский квартал» Георгий Николаев
– По факту никакого импортозамещения в строительной отрасли нет. Те материалы, которые до кризиса были отечественными, ими и остались. А все, что было импортное – осталось импортным. Единственная группа строительных материалов исключительно отечественного происхождения – это локальные стройматериалы: раствор для цемента, песок, щебень. А в случае кирпича или ЖБИ блоков речь идет о частичном импортозамещении, когда отечественное производство основано на зарубежных комплектующих или оборудовании. Но сам по себе кирпич – наш отечественный, оттого его удорожание произошло не больше, чем на уровне инфляции – 10-15%.
Инженерное оборудование и отделочные материалы также делаются на импортных комплектующих либо имеет полностью иностранное происхождение. Что касается сантехники, то мы не производим ничего, кроме цельнометаллических труб. Но в современном строительстве применяется в основном либо полипропилен, либо шитый полиэтилен, либо металлопласт. С электрикой почти аналогичная ситуация. В России научились производить только кабель, и то некоторые составляющие дорогого кабеля – тоже импортные. Крайне мала доля отделочных материалов исключительно российского происхождения. К примеру, красящее вещество в красках привозят из-за рубежа, для производства обоев используют импортные станки.
Стоит отметить, что в последние годы в России были открыты представительства западных компаний и построены заводы, чтобы удешевить материалы. В этих случаях можно сказать, что мы научились делать материалы, которые раньше делать не умели, но доля импортных составляющих в них все равно большая.
Директор «НДВ-Девелопмент» Александр Швайко
– В период кризиса мы заметили увеличение себестоимости в среднем на уровне не менее 20-30%. По сути, это следствие большой доли импортных материалов и оборудования, которая может достигать 50-60% от общего объема поставок.
Генеральный директор IKON Development Евгения Акимова
– Главный плюс импортозамещения – это ценовая доступность отечественного оборудования и материалов. В условиях, когда приходится бороться за каждого клиента, крайне важно выводить на рынок проекты по невысоким ценам, чтобы обеспечить продажи. Их применение позволяет нам экономить порядка 30–40% себестоимости. Однако в премиальных комплексах масштаб использования импорта другой. Ведь едва ли можно заменить на российские аналоги сантехнические изделия или керамическую плитку.
Кроме того, мы пока отстаем в сфере производства фасадных элементов и инженерного оборудования. И дело не только в качестве и в разнообразии, а и в их долговечности. Если вы ставите российское инженерное оборудование, то оно исправно прослужит 10–15 лет, если же вы замените его импортным аналогом – то он проработает 20-30 лет. Но есть и сильная сторона – это отделочные материалы. У нас развито производство керамической плитки, обоев, лакокрасочных покрытий, окон ПВХ. Подобные российские товары не уступают по качеству импортным аналогам, и широко используются застройщиками.
Но следует отметить, что по некоторым позициям российскую продукцию можно только условно назвать отечественной. Инженерное оборудование для многоквартирных домов зачастую поставляют западные компании, которые собирают его в России. К примеру, мы монтируем лифты американской компании Otis, которые собраны из иностранных комплектующих на российских заводах. Выгода даже от частичного импортозамещения очевидна: приобретение аналогичных лифтов импортной сборки обошлось бы примерно в два раза дороже. Однако при такой схеме сохраняется зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Соответственно, переход на отечественные аналоги пошел бы на пользу рынку.
Председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева
– Если исходить из общих затрат на строительно-монтажные работы в сегменте элитных новостроек, то доля импортных материалов сейчас составляет не более 15%. Этот показатель с начала кризиса, с введением санкций и политики импортозамещения снизился примерно на 5%. Это стало возможно благодаря тому, что многие отечественные производители наконец почувствовали себя уверенно и смогли обеспечивать рынок качественными материалами.
Однако дорогостоящее жилье по-прежнему серьезно зависит от отделочных материалов: для новостроек элит-класса порядка 60-70% материалов закупается за рубежом, в бизнес-классе эта цифра тоже немаленькая, около 40%. Практически незаменимыми по-прежнему остаются импортные системы кондиционирования и вентиляции, энергоэффективные инженерные системы управления элитным домом. Пока что невозможно сократить эти статью расходов девелопера, заменив импортную продукцию отечественными аналогами.
Директор по строительству в проектах комфорт-класса «Группы ПСН» Дмитрий Швецов
– В жилищном строительстве доля отечественных строительных материалов существенно преобладает над долей импорта. Поэтому, не могу сказать, что с приходом кризиса нам пришлось резко переориентироваться и искать новые пути выхода. Но здесь все зависит от уровня проекта. В комфорт-классе доля иностранных материалов едва ли составляет 5%. В проектах премиум-класса доля больше, обычно 12%.
Острее всего кризис сказался на сегменте жилья де люкс, где доля импорта доходит до 20%. Некоторые материалы категории «элит», например, детали ручной работы или резки, делаются под заказ за рубежом. К тому же, производство в России клинкерного кирпича сегодня только начинает развиваться, поэтому пока приходится использовать в строительстве западный.
Директор департамента жилой недвижимости Colliers International Екатерина Фонарева
– Базовые материалы в строительства ставятся отечественных марок. Что касается коммуникаций, то здесь могут присутствовать, например, импортные трубы, но это тоже касается только зданий премиум-класса и выше, построенных по индивидуальному проекту, но никак не объектов массового строительства. В бизнес- и премиум-классе, скорее речь идет не о том, иностранные ли строительные материалы или отечественные, а об их качестве и о качестве самого строительства.
Управляющий партнер ГК «Содружество» по строительству ЖК «Сказка» Виктория Колосова
– Многие материалы были специально разработаны для нашего проекта и выпускаются на заводах Подмосковья. И вопрос импортозамещения не столь актуален: доля зарубежной продукции в нашем объекте составляет не более 20% от общего объема всех поставок. Это сегмент, в котором мы изначально ориентировались именно на импортную продукцию: автоматы, насосы для очистных сооружений и водозаборного узла, и даже посадочный материал. Деревья в основном закуплены в Европе. Также к импортной продукции в нашем проекте относятся самоочищающиеся панели из Японии.
Генеральный директор ООО «СтройКом» Александр Трудников
– Сейчас сложно говорить о полном импортозамещении в сфере строительства. В массовом сегменте возможно обойтись большим объемом поставок со стороны отечественных производителей, но в более дорогом сегменте, где требуются более высокие по своему уровню инженерные системы и отделочные материалов, затраты значительно выше. И застройщику важно оптимизировать расходы и сократить себестоимость проекта без ухудшения качества возводимого объекта.
Однако заметим, что отечественных производителей становится больше, материалы улучшаются. Российские компании, выпускающие строительную продукцию и переоснастившие свои предприятия с помощью современного импортного оборудования, нередко предлагают варианты, превосходящие по качеству подобные аналоги.
Генеральный директор АН Tweed Ирина Могилатова
– Не думаю, что элитные дома будут отходить от зарубежных материалов. Девелоперы, которые строят дома для состоятельных покупателей, понимают их запросы, поэтому просто не могут заместить некоторые комплектующие, хотя, возможно, были бы рады сделать это. Мы можем успешно развивать у себя сельское хозяйство, однако высокие технологии, увы, пока не про нашу страну.
Вся инженерия до сих пор в основном держится на иностранных ноу-хау. Если в элитный дом поставить лифты Карачаровского завода или отечественные кондиционеры – он будет уже не элитным. Впрочем, появилось много хорошей российской столярки. Столярные мастерские процветают, у них много заказов. Уже не покупают итальянские двери, потому что наши мастерские делают лучше и дешевле.