Максим Омельянчук, директор по развитию красноярского агентства недвижимости «Кром», автор проекта «Риэлтор на миллион» специально для «Полезной площади»:
– Недавно, запуская один из своих проектов, я провел более 100 коротких консультации для руководителей агентств недвижимости со всех уголков России. На что я обратил внимание? Например, директор агентства, в котором работает 3-5 сотрудников, ставит перед собой цель увеличить количество сотрудников до 7 человек, и не может решить эту задачу в течение нескольких лет.
Мне кажется, это смешно. Если бы человек реально хотел добиться этого, то стучался бы во все двери. Если не хватает знаний и навыков, то прочитал бы книги по этой теме, сходил на тренинг, нанял профессионала и быстро закрыл этот вопрос. Если в агентстве недвижимости работает 10-12 человек, и руководитель не планирует быстрый рост и открытие новых направлений, то в этом случае решение кадрового вопроса – простая и рутинная задача. Ничего сверхъестественного.
Другое дело, когда компания растет, развивается, ставит более амбициозные цели: захват доли рынка, выхода на новые территории. Это уже совсем другая задача. Здесь все гораздо сложнее: и обучение, и стажировка, и мотивация – целый комплекс факторов.
Одна из самых главных проблем – руководитель либо не может рассчитать, сколько ему необходимо потратить денег на поиск и подготовку сотрудников, либо просто жалеет расходовать на это достаточное количество денег. Директор должен четко представлять, какую прибыль приносит ему среднестатистический сотрудник. Если эта цифра известна, все становится намного проще. Ну, а если сотрудники приносят только убытки, возможно, их пора разогнать? Но мы сейчас говорим о нормальном сотруднике, который прошел стажировку и вышел на определенные показатели.
Предположим, в небольшом городе риэлтор приносит прибыль компании 100 000 рублей, а в Москве эта цифра может быть в 10-20 раз выше. Исходя из этого, можно представить, сколько средств нужно инвестировать в поиск, подготовку и удержание таких людей. А если мы знаем, что этот человек будет приносить нам доход не один месяц, а 10-15 лет, то станет понятным, что мы явно мало инвестируем в свою компанию.
Я проводил в закрытой группе Facebook опрос среди директоров компаний по поводу хорошо отработанной нами технологии проведения «Вечера карьеры». Организация «Вечера карьеры» – это большое мероприятие, мы подключали до 20 каналов рекламы, чтобы в итоге приходило до 50 человек.
В то время я готовил тренинг с пошаговым планом организации подобного мероприятия, и спрашивал коллег: Какая, по вашему мнению, должна быть цена этой программы?
Несколько человек, которые недавно говорили мне, что самая острая проблема, самая важная задача – решение кадрового вопроса, сказали, что готовы заплатить порядка 3-х тысяч рублей?! Я подумал: «Мне бы ваши проблемы!»
Здесь уместно вспомнить анекдот о секрете хорошего чая. Как известно, правильный ответ: «Кладите больше заварки!» Так и в кадровом вопросе: бесплатно хорошо не получится!
Резюме: подсчитайте, какую выгоду приносит ваш среднестатистический сотрудник, и определитесь, сколько вы готовы инвестировать в поиск новых сотрудников?
P.S. Сейчас благоприятное время для набора сотрудников, роста и развития компании. Если раньше кандидаты предпочитали устроиться в компании с фиксированной высокой зарплатой, то сейчас, это почти невозможно. И масса соискателей, благодаря непростой экономической ситуации, обратила внимание именно на рынок недвижимости, который все-таки в меньшей степени, чем другие, пострадал от кризиса. Наши результаты последних наборов в компанию впечатляют по количеству, и, главное, по качеству – кандидаты лучше подготовлены, образованы и мотивированы. Удивительно, но ни один стажер не отсеялся в процессе обучения. Недавно еще 13 человек влились в наш коллектив.