Адвокат Михаил Хаймович о том, почему раньше проблем с банками было меньше, что заставит ваш банк донести в Росфинмониторинг и какие самые обычные операции поставят счет под угрозу.
Почему роль банков изменилась?
Позволю себе немного исторической справки. Первые банки появились в глубокой древности. Банковское дело существовало ещё в Вавилоне в восьмом веке до н. э., то есть почти три тысячи лет назад. Уже тогда был даже известен банковский билет, имевший обращение наравне с золотом.
В Древней Греции банкиры отдавали вверенные им капиталы взаймы под залог движимости, рабов, домов и земель. Во времена Птолемеев, во II веке до н. э. в ряде городов существовали «царские банки», в которые стекались разные государственные сборы, доходы с государственных фабрик и которые за счёт государства производили различные платежи, например, выдачу жалованья солдатам.
Роль банковских учреждений очевидна: они обеспечивали хозяйственную деятельность и способствовали развитию торговли и промышленности.
Ни в одном историческом исследовании мы не встречаем примера использования банков в качестве налогового контролера.
Что изменилось в 21 веке?
А теперь мы находимся в новой реальности: банк не просто переводит деньги и выдает кредит. Он следит за тем, чтобы клиент заплатил налоги и интересуется, откуда у клиента деньги. Банки стали мытарями (мы́тарь, церк.-слав., — сборщик податей).
Россия не лидер этого процесса. У наших «партнеров» (с) на Западе уже давно невозможно положить наличными на счет физического лица более-менее приличную сумму (обычно порог около 10 000 долларов США) без предоставления банку документов, доказывающих происхождение средств и уплату налогов с полученных доходов. Безналичные переводы также требуют документального подтверждения.
Что такое ФАТФ и причем тут клиенты банков
Регламент такого контроля прописан в международном соглашении Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), которое Россия подписала в 2003 году.
Несмотря на присоединение РФ к ФАТФ, до последнего времени россияне могли спокойно положить на свой счет в банке любую сумму наличными, и никто не интересовался происхождением этих средств. Счета «технических» компаний, участвующих в схемах по уклонению от уплаты налогов, обслуживались в банках на тех же условиях, что и счета «белых» компаний.
Условием вступления в ФАТФ было принятие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ, который был принят в 2001 г. и до сего дня претерпел 16 изменений, каждое из которых ужесточало требования к банковскому контролю за клиентами.
Результатом действия этого документа и политической воли российских властей мы получили систему контроля за бизнесом, крайне затрудняющую уклонение от уплаты налогов.
Но поскольку российские бизнесмены много лет работали в других условиях, им трудно принять новые правила игры. Что же это за правила и кто их устанавливает?
Контролеров все больше
Государство ужесточает контроль, становится все более полицейским. Банкам в этом процессе отведена особая роль.
Сотрудника налогового органа, получающего небольшую зарплату, можно коррумпировать. Банкира невозможно.
Банк, нарушающий правила контроля, лишается лицензии, а его владельцы значительного дохода.
Банк обязательно имеет в структуре подразделение, осуществляющее «финансовый мониторинг», которое проверяет: ведет ли клиент банка реальную деятельность, имеют ли операции по счетам экономический смысл, кто реально управляет счетом (директор или подставное лицо). Это подразделение отчитывается перед Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и получает от нее инструкции, обязательные к исполнению.
Другим органом, контролирующим банк и устанавливающим правила игры является ЦБ – Банк России.
Проверка операций
Государство заставляет банки проверять действия всех своих клиентов по правилам, которые должны основываться на требованиях закона 115-ФЗ, инструкциях и положениях, которые разрабатывает ЦБ и Росфинмониторинг. И не просто проверять, а отказывать в проведении операций клиента если они носят подозрительный характер.
Пример подозрительной операции - транзитные операции.
Если компания получает деньги от одного или нескольких контрагентов, и в этот же день их переводит одному контрагенту, то это, по мнению ЦБ, подозрительная, транзитная операция. Но ведь позвольте, реальная хозяйственная деятельность полна таких платежей! Допустим, у компании есть должники и кредиторы. Она получила обещанный платеж от должника и тут же расплатилась с кредитором.
Нормальная ситуация, когда интернет-магазин принимает оплату по карточкам, а потом расплачивается со своим поставщиком.
Дьявол в деталях. «Технические» компании не платят за аренду офиса (ежемесячный платеж хотя бы 20 000), склада, не покупают оргтехнику, бумагу и пр. Банк это видит. У компании только транзитные платежи. У банка есть все основания предъявить компании претензии и приостановить операции по счету.
Банки контролируют объем налоговых отчислений. Ежеквартально банк требует у клиентов декларацию по НДС. Существуют довольно странные инструкции ЦБ, они не в свободном доступе, с грифом «для служебного пользования», в соответствии с которыми предприятие должно платить налогов не менее 0,5% от оборота по счету. А ничего, что оборот по счету и налоговая база могут очень сильно не совпадать? Ведь НДС учитывается по отгрузке товара, а не по оплате.
Но в указаниях ЦБ это не учитывается. Прошел денежный оборот по счету 100 млн. в квартал, будьте любезны заплатить 500 тыс. НДС.
Официальные указания ЦБ сейчас – особый контроль за теми, кто платит менее 0,9 % налогов от оборота. Смотрите, по какой методичке действуют банкиры.
Какие платежи могут попадать под проверки?
Банк обязан проверять все операции, независимо от суммы, и в случае подозрения сообщать об операции в Росфинмониторинг. Если сумма платежа превышает 600 тысяч рублей, по операции проводится проверка в обязательном порядке. Но таких платежей ежедневно в стране проводится десятки тысяч, и всем уделить одинаковое внимание технически затруднительно.
Поэтому контролируются как правило операции с наличными, конвертация в валюту, первые операции вновь открытой компании.
Дробление платежей одному контрагенту на суммы менее 600 тыс. вызывает дополнительное подозрение у банка и поэтому бесполезно. Надо заплатить два миллиона - лучше заплатить и предоставить банку оправдательные документы, если спросит.
Еще один тип подозрительных операций – когда компания ведет деятельность, которая совершенно не соответствует ОКВЭД. Или вход идет за покупку металлопроката, а выход - за покупку яиц. Это очень специфические виды деятельности, никак не связанные между собой. Банк обязательно обратит внимание на это несоответствие и примет меры (см. ниже).
Более всего подозрения банков вызывают платежи на «технические» компании, они же «помойки», они же «однодневки», названий много, суть одна. Это компании, предназначенные для незаконного перевода безналичных средств в наличные (обналичка). Они регистрируются с нарушением законодательства с участием номинальных учредителей и директоров.
ЦБ и ФНС постоянно обновляют электронную базу реквизитов таких компаний и банки внимательно следят за тем, чтобы клиенты не переводили средства на «нехорошие» счета.
Подозрения вызывают и агентские платежи. Хотя отношения «агент-принципал» законны, множество схем по уклонению от уплаты налогов строилось на их основе, поэтому банки проявляют к этим сделкам особое внимание.
Подозрительны для банков платежи по договорам цессии (уступка прав требования). Лет 10-15 назад можно было написать в назначении платежа «оплата за ООО «ХХХ» по договору цессии, и банк проводил такую операцию. Сейчас это практически невозможно.
Квест – открыть счет в банке
При открытии счета в банке от директора компании потребуют много информации, и будут ее проверять. Анкета банка содержит вопросы о реальном местонахождении офиса, о контрагентах и предполагаемых оборотах, о количестве штатных сотрудников и их должностях. Банк может потребовать представления бизнес-плана и рекомендательных писем от юридических лиц – предполагаемых партнеров.
Есть еще ряд соображений, которые банки принимают в расчет при принятии решения об открытии счета.
Например, банку не нравится, если размер уставного капитала составляет 10 000 руб. (минимальная сумма по закону), если в компании один учредитель и он же директор и он же главбух (хотя это тоже не противоречит закону).
На юридический адрес выедут сотрудники отдела безопасности банка (как правило, бывшие полицейские) с целью проверки, действительно ли там находиться офис фирмы. Если сотрудника банка в офисе не встретит директор или его помощник, в открытии счета откажут.
Если банк что–то не устроит, он откажет в открытии счета, и если у директора не в банке знакомых, он может даже не узнать причину отказа.
А теперь вишенка на торте: если предприятию банк отказал в открытии счета, или заблокировал действующий счет в связи с подозрительными операциями, в другие банки можно не обращаться – тоже откажут.
Как банки реагируют на «неправильное» поведение клиента
Если клиент не платит налоги в необходимом объеме, не выплачивает зарплату сотрудникам, не находится по юрадресу, не оплачивает хозяйственные расходы, и совершает подозрительные операции, банк заблокирует систему «Банк-клиент» и предприятие не сможет дистанционно, через интернет, совершать платежи.
Если директор или его представитель по доверенности привезет бумажный вариант платежного поручения в банк, оператор отправит его в отдел финансового мониторинга, где директору зададут много вопросов о том, как работает его компания. После представления пояснений и подтверждающих документов, банк в течение 10 дней может принять решение о разблокировке системы «Банк-клиент».
Но чаще всего банкир посоветует закрыть счет в этом банке. Если директор не последует совету, есть риск того, что через непродолжительное время банк полностью приостановит платежи и сам закроет счет (п. 5.2 ст. 7 155-ФЗ), а имеющиеся средства отправит на специальный счет в ЦБ, откуда получить эти деньги директору будет совсем нелегко.
ЦБ РФ регулярно обновляет базу неблагонадежных клиентов банков. В их число входят компании, которым официально отказывают в проведении операций, принудительно закрывают р/с, а также фирмы, отказавшиеся давать пояснения по подозрительным операциям по счету Если компания попала в список неблагонадежных клиентов, то и другие банки откажутся с ней сотрудничать.
Банк, на все согласный
Бойтесь данайцев, дары приносящих!
Если банк работает со счетами «технических» компаний, не запрашивает у клиентов кипу документов каждый месяц, пропускает платежи на «обналичку», у него скоро отзовут лицензию. Впрочем, добропорядочные клиенты могут этого и не узнать заранее…
Всего с начала года ЦБ отозвал лицензии у 80 банков. Агентство по страхованию вкладов посчитало, что только в текущем году россияне потеряли около 50 млрд рублей в финансовых организациях, которых Центробанк лишил лицензии (кстати, эти 50 млрд. не испарились, а осели в карманах банкиров и чиновников…). И это речь о физических лицах, которым государство гарантирует возврат не суммы более 1, 4 млн. А юрлицам вообще ничего гарантировано и сколько они потеряли, интернет молчит.
Вот такая грустная картина. Российский бизнесмен должен непрерывно доказывать банку, что он не верблюд, а порядочный налогоплательщик, потом у банка отнимают лицензию и предприятие теряет все, что в этот момент находилось на его счетах.