Как использовать конкурентов себе во благо

Рыночные отношения всегда сопровождались конкуренцией. Чем выше конкуренция, тем ожесточеннее становится борьба предприятий за покупателя. Высокий уровень конкуренции позволяет держаться в тонусе, ведь так важно сделать всё, чтобы потребитель выбрал именно вас. И пока одни думают о том, как избавиться от ненавистных конкурентов, другие используют их для своих целей.

Можно ли использовать конкурентов во благо своему бизнесу? Конечно! Тщательный анализ конкурентной среды и потребителей даёт простор для внедрения новых методов для привлечения покупателей. Существует несколько основных методов, с помощью которых можно получить выгоду от конкуренции.

1. Сильные стороны конкурентов указывают на недостатки вашей фирмы

Для начала необходимо провести анализ конкурента. Почему часть потребителей выбирают его? Какими маркетинговыми приёмами он пользуется? Какие особенные технологии или методы он использует? Найдя ответ на такие и аналогичные вопросы, вы получите мощный инструмент для исправления недостатков в собственном бизнесе. Необходимо выяснить, что именно даёт конкуренту преимущества и внедрить их в свою деятельность.

2. Сравнение продуктов/услуг

Проведите исследование ассортимента конкурента. Чем его товар привлекает потребителей? Лучше всего узнать от самих покупателей, чем конкретно им нравится этот продукт. Это позволяет также выявить некоторые недостатки в позиционировании вашего продукта. После проведённого анализа можно создать собственную эффективную стратегию продвижения, используя сильные стороны своего продукта для выгодного сравнения.

3. Каким образом конкуренты продвигают себя на рынке?

Возможно, правильно подобранной рекламой конкуренты смогли зацепить ту часть целевой аудитории, до которой вы не добрались. Необходимо выяснить каким именно способом они привлекают покупателей. Это может быть яркая светящаяся вывеска, электронная рассылка, продвижение в социальных сетях, розыгрыши призов, реклама на телевидении и так далее. Попробуйте внедрить те же маркетинговые методы, что используют ваши конкуренты и наблюдайте за результатом.

4. Партнёрство

Кто сказал, что конкуренты не могут стать партнёрами? Иногда требуется просто поговорить, возможно, конкуренты тоже устали от бесконечной борьбы и имеет смысл объединиться. Можно предложить выгодную сделку, в которой обе стороны остаются удовлетворены. Например, не работать с тем продуктом, который лучше у конкурента, и отправлять заинтересованных потребителей к нему. Такие же условия назначить конкуренту. Однако партнёрские отношения всегда должны регулироваться каким-либо договором, в котором прописаны обязанности обеих сторон. Это защитит от ситуаций, когда конкурент, получив от вас выгоду, отказывается выполнять свою часть договора. Очень важно на этом этапе создать элемент доверия между вами и конкурентом, часто партнёрские отношения прекращаются из-за подозрений в нечестности. Будьте честны со своим партнёром, выполняйте свою часть сделки и тогда ваше сотрудничество продлится не один год. В то же время необходимо соблюдать осторожность и не выкладывать конкурентам все свои козыри в первую же встречу. Всегда нужно что-то оставлять при себе на случай, если ваши отношения всё же будут прекращены. Предупредите сотрудников о том, какая информация не должна разглашаться.

5. Использование сотрудников

Такой метод не самый честный с моральной точки зрения, но в борьбе за покупателя все средства хороши. Попробуйте переманить сотрудников конкурента на свою сторону. Такой метод позволяет экономить на обучении персонала и принимать на работу людей с опытом работы в нужной вам сфере. Превратитесь в шпиона и разведайте, какие условия труда предоставляют рабочим ваши конкуренты и создайте более выгодные условия.

6. Используйте конкурентов из других регионов

Если сфера вашего бизнеса привязана к определённой территории, можно воспользоваться опытом коллег из других уголков мира. Как правило, они часто идут на контакт и не против помочь, ведь вы не представляете для них угрозы. Пообщайтесь на тематических форумах, узнайте актуальные для них проблемы и внедряйте самое лучшее в свой бизнес.
Стоит быть готовым к тому, что конкурент не захочет сотрудничать. Такое положение дел нормально и не стоит его в этом винить, возможно, он просто сомневается в искренности ваших намерений.
Однако, даже если конкурент слишком агрессивно настроен по отношению к вам, не стоит начинать войну. Не нужно поливать кого-то грязью, как правило, это не даёт успеха, а лишь опускает вас в глазах потребителя. После таких потасовок можете пострадать и вы, и конкурент, и рынок, в целом.
Если же конкурент заметно перегибает палку, здесь на помощь придёт закон о защите конкуренции. Смело обращайтесь в суд, если видите откровенное нарушение прав со стороны соперника. Старайтесь и сами быть осторожны, если заимствуете какие-либо идеи конкурентов.
Как показывает опыт многих успешных компаний, конкуренцию можно использовать на благо. Профессиональный анализ среды конкурентов даёт много исчерпывающей информации, которую можно использовать в своих целях. Самое главное помнить, что все мы люди. И вы, и ваши конкуренты идут к одной цели, для достижения которой иногда проще объединиться, чем враждовать.