Как обезопасить личную банковскую карту от блокировки

Совсем недавно бурно обсуждалось возможная блокировка банковских карт «Сбербанком» тех лиц, которые проводили по ним коммерческие платежи. Это испугало пользователей, особенно тех, кто работает на фрилансе и получает деньги за оказываемые услуги на карту. Попробуем разобраться, в каких случаях банк может заблокировать банковскую карту физического лица и как этого избежать.

Подозрения на «обналичку»

У банков есть определенный перечень признаков, при наличии которых банковская карта может быть заблокирована. Причем, эти признаки могут различаться в разных кредитных учреждениях, хотя в большинстве случаев они похожи и берут свое начало в законодательстве о легализации преступных доходов. Если простым языком — банки блокируют карты тогда, когда есть подозрение на «отмывание денег».

Нередко банки злоупотребляют своими полномочиями, предоставленными им федеральным законом «О противодействии легализации доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма». Никакой ответственности за это не установлено — в этом вопросе государство стоит на стороне банков, поэтому обжаловать сам факт блокировки нет смысла.

Обращаться в суд или с претензией в банк имеет смысл, если после выяснения всех обстоятельств или получения от вас всех необходимых документов карта так и остается заблокированной.

Основные проблемные операции

Основные признаки, при наличии которых банк может принять решение о блокировке карты:
— поступление и получение средств происходит в один операционный день (если таких операций несколько, и они однотипные — с одинаковыми суммами и одними участниками сделок, то велика вероятность блокировки карты);

— однотипные операции, после которых счет резко закрывается;

— отказ в предоставлении сведений, запрашиваемых банком в соответствии со сложившейся банковской практикой;

— невозможность установить контрагентов клиента, а также проявляемые им меры излишней предосторожности — все это может вызвать подозрения банковских работников;

— быстрое и частое снятие наличных, особенно, если таких операций много — это может свидетельствовать об «обналичивании» денег, поэтому банк вполне может среагировать и заблокировать карту;

— необычное место совершения операций (часто такое бывает, когда вы совершаете много мелких покупок в другой стране).

Соответственно, чтобы избежать блокировки — постарайтесь избегать возникновения подобных факторов. Например, не закрывайте счет сразу после снятия наличных, не совершайте однотипные операции по снятию наличных в течение одного операционного дня и т.д.

И что делать?

Чаще всего проблема блокировки карты решается достаточно просто — после того как банк сам проверит операции в рамках имеющихся у него полномочий (например, установит контрагентов и цель переводов и т.д.) либо после того, как вы сами предоставите в банк документы, по которым можно увидеть, за что были переведены средства (например, договор купли-продажи или оказания услуг и т.д.).

Однако иногда карта остается заблокированной после предоставления документов или, когда предоставить их нет возможности.

В этом случае стоит отправить в банк официальную претензию, в которой попросить в письменном ответе указать причины блокировки, а также причины, по которым карта остается заблокированной, также потребуйте разблокировать карту.

Укажите в претензии срок ответа на нее и то, что в случае невыполнения ваших требований вы вынуждены будете обратиться в суд за защитой своих прав с отнесением на ответчика всех судебных расходов. Если ответа не последует — обращайтесь в суд.

Если вы узнаете о том, что банк рассматривает вас в качестве «нежелательного» клиента, то самым лучшим выходом будет расторжение договора и переход в другую кредитную организацию. В этом случае все средства с вашего счета должны быть возвращены. Если вдруг этого не происходит — смело обращайтесь в ЦБ РФ с жалобой на банк.