Слагаемые успешного персонального брендинга. И на что нужно обратить внимание, чтобы избежать самых распространенных ошибок?
Чтобы создать успешный персональный бренд, необходимо быть специалистом высокого профессионального уровня. Не имея сильных рациональных достоинств, бренд создать невозможно. Вспомните хотя бы Остапа Бендера. Он литературный герой, но его персональный бренд называется «Великий комбинатор». Всего два слова. Но они полностью отражают сущность его образа и подчеркивают, в первую очередь, профессиональное мастерство.
Что вам даст персональный бренд
Кем бы вы ни были: парикмахером, дизайнером, писателем, маркетологом или блогером, создавая персональный бренд, вы создаете инструмент, который даст вам возможность более уверенно чувствовать себя в окружающем мире, потому что лояльные потребители готовы прощать бренду его ошибки и неудачи.
Успешный бренд напрямую влияет на увеличение дохода, так как потребители готовы платить специалисту, имя которого стало брендом, больше, чем просто специалисту.
Демонстрируя свою причастность к определенному бренду или культовой личности, потребитель выражает себя. Вы, наверно замечали, что с одинаковой гордостью люди демонстрируют продукцию известных брендов, которой владеют, от одежды до яхт, и свои фотографии со знаменитостями. С такой же гордостью, они сообщают окружающим о своих контактах с людьми, известных в более узких или совсем узких кругах. Потому что эти персоны играют важную роль и оказывают влияние на окружающих. И неважно, в каких кругах оказывается это влияние, и кто эти лидеры – политолог, известный своим особым мнением или массажист, к которому на процедуры приезжают с другого конца города. Для того, чтобы быть успешным, не всегда надо покорять мир. Порой достаточно стать брендом своего города или района. Территория влияния вашего бренда определяется исключительно видом вашей деятельности.
Почему не стоит смешивать личное и профессиональное
Персональный бренд ассоциируется с конкретным именем, но не несет в себе полную информацию о личности его носителя. Потому что персональный бренд, как и любой другой, – это маска, которая однозначна и конкретна, потому что выражает только одну эмоцию, отражающую сущность бренда.
Персональный бренд создает образ человека, выз ывающий доверие и потребительский интерес целевой аудитории, акцентируя внимание на тех характеристиках персоны, которые важны для системы ценностей ЦА и убирая все, что может этот образ разрушить.
Бренд всегда выглядит, говорит о себе и поступает адекватно своему образу, благодаря чему легко идентифицируется потребителями.
Не путайте создание бренда с написанием романа. Бренд не терпит сложных характеристик и должен легко формулироваться в двух словах. Он должен быть очевиден и понятен потребителю с первого взгляда, будь то покупатель в магазине, выбирающий товар, или собственник компании, ищущий кандидата на позицию CEO.
Персональный бренд – это не отражение богатого внутреннего мира человека. Персональный бренд – это маска, отсекающая все нюансы характера и фиксирующая доминанту, которая демонстрирует суть бренда. Чем экспрессивнее доминанта, тем выразительнее бренд. Если вам захочется вместить в бренд много характеристик, вспоминайте избитый анекдот про обезьяну, которая не знала, как ей себя позиционировать и куда встать, ведь она и умная, и красивая. Если вы не можете вычленить суть своего бренда, другие за вас этого не сделают.
Если ваша профессия парикмахер, и вы хотите продвигать свои услуги, то не надо рассказывать в своих постах в интернете о путешествии в Таиланд. Оставьте эту информацию для вашей личной страницы, которую увидят только близкие друзья. Но, если вы горите желанием рассказывать о путешествиях, то не надо через раз обращать внимание читателей на то, что вы лучший в городе парикмахер, публиковать фотографии сделанных вами стрижек и сообщать на своей странице, что у вас открыта запись на такое-то число. Смешивая личное и профессиональное, вы не добьетесь нужных вам результатов ни там, ни там. Может быть, в таких случаях, вам нужно вести два сайта или сообщества, независимых друг от друга. И на основе одного продвигать свои профессиональные услуги, а на другом заниматься своим хобби. И кто знает, может быть, через какое-то время ваше хобби станет вашей профессией.
Визуальная форма и стилистика содержания
Успешность бренда, в первую очередь, зависит от его содержания, то есть от того, что он из себя представляет. Но содержание не может существовать без формы. У продуктовых брендов, в большинстве случаев, есть упаковка, которая представляет продукт на полке магазина. Компании, предоставляющие услуги, так же разрабатывают элементы идентификации своего продукта, чтобы он мог быть узнаваем потребителями. Это же относится и к персональному бренду.
Внешняя узнаваемость бренда крайне важна, хотя бы потому, что информация с любого изображения, будь то дорожный знак или иллюстрация, считывается человеком значительно быстрее, чем, когда он получает эту информацию, читая слова. К тому же, за текстовым рядом, каждый человек видит то, что нарисовало (или не нарисовало) его воображение. А он должен видеть то, что хотите до него донести вы. Какая айдентика может быть у персонального бренда? Какими выразительными средствами она может быть создана? Это зависит от тех средств коммуникации, которые вы планируете использовать для контактов с целевой аудиторией.
В социальных сетях, единственный способ визуализировать бренд – разместить какое-то изображения в фото профиля. Главная задача, чтобы изображение было достаточно информативным, чтобы считывался вид услуг, который вы предоставляете. В каких-то случаях это может быть фотография человека, который эту услугу оказывает, а в других случаях лучше разместить изображение, которое будет однозначно ассоциироваться со сферой услуг, которую вы представляете. Например, одна дама, оказывающая юридические услуги, для идентификации себя в социальных сетях, выбрала скульптурное изображение женской головы с завязанными глазами, в котором каждый, сразу узнает Фемиду, богиню правосудия. Вообще-то, Фемида всегда изображается еще и с весами в одной руке, но место для фото профиля в Facebook настолько мало, что, если в него загрузить изображение целиком, оно будет слишком мелким и информация будет считываться хуже. Поэтому была размещена только голова. Повязка на глазах женщины – достаточный знак, чтобы понять, что на изображении Фемида. Личная фотография юриста была бы в данном случае менее информативна.
В любом случае, изображение идентифицирующее бренд, должно быть адекватно его содержанию. Если бренд позиционирует себя, как мягкий, гибкий и заботливый, то идентификатором не может быть линия в форме молнии. Рок-звезда будет странно выглядеть в одежде нежных расцветок, а если на фото профиля будет изображен цветочек, то это вызовет недоумение у целевой группы. При понимании того, как должен выглядеть ваш бренд, необходимо смотреть на «свое» изображение со стороны, глазами целевой группы. Например, вы работаете с металлом – делаете металлическую мебель, и решили использовать в качестве бренд персонажа изображение робота. В принципе, логичный выбор. Но роботы бывают разными – милыми, как работ Intel, интеллектуальными, как Вижен из «Мстителей», или агрессивно-воинственными. Какое изображение робота, должно представлять ваш бренд? Наверно, ни одно из перечисленных. Скорее всего, это должен быть робот-мастеровой. Но он может быть забавным, как роботы с планеты Железяка из мультфильма «Тайна третий планеты», или серьезным, или… Вариантов масса, все зависит от того, как вы позиционируете свой бренд. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, каким должен быть ваш бренд-персонаж, если он вам необходим, обращайте внимание на нюансы.
Следующее выразительное средство создающее образ бренда – то, как он рассказывает о себе потенциальным потребителям: что говорит и каким языком. Ваши тексты, которые вы публикуете или публично произносите, так же должны соответствовать эмоциональному тону бренда, его позиционированию. Вы легко поймете, о чем речь, если представите себе выступление Владимира Маяковского. В одном из своих стихотворений Маяковский написал о себе: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!» Каждое публичное выступление поэта вызывала бурю эмоций у публики: от восторга до ненависти. Он был резким в суждениях, рубил с плеча, отвечал на вопросы, порой, зло вышучивая оппонентов. Выступления были яркими, динамичными и категоричными. Подобные выступления полностью отражали суть бренда футуристов, которые отвергали старое искусство и призывали творить новое.
Если все составляющие вашего бренда, создающие единый образ, будут по смыслу идентичны друг другу, то есть бренд будет выглядеть, говорить и поступать, в соответствии с выбранной концепцией, шансы стать замеченным и востребованным целевой аудиторией, у вас будут достаточно высоки.
Обратите внимание на то, что бренд может успешно продвигаться только в среде потенциальных потребителей, поэтому необходимо серьезно подойти к выбору коммуникаций.
В какой социальной сети продвигаться
Насколько необходимо создание личного сайта, если основное продвижение бренда вы планируете делать в сетях, решать вам. Только имейте ввиду, что полную информацию о бренде и в том виде, в каком вам кажется правильным, вы сможете разместить только на собственном сайте. А имея на сайте обратную связь, вы сможете непосредственно общаться с потребителями. Но сайт требует вложений, как моральных, так и материальных. Поэтому решение за вами.
Что касается выбора соцсетей, то он должен основываться на специфике вашей деятельности. Потому что не для каждого бренда все сети одинаково полезны. Если вы продвигаете бренд в сфере услуг для населения (мода, красота, юриспруденция и прочее), то для этого подходят практически все сети, необходимо только определиться с группами, в которых вы будете продвигать свои услуги. Если вы создаете свой персональный бренд в области бизнес-консалтинга, маркетинга и прочих услуг, которыми вряд ли воспользуются потребители b2c-рынка, то не тратьте свое время на работу с такими сетями, как Facebook и «ВКонтакте». Ваш бренд должен быть представлен в тех сетях, где находится его ЦА.
«Но, в Facebook находятся специалисты всех уровней», – возразите вы. Безусловно. Только они приходят туда не для того, чтобы решать рабочие задачи, связанные с бизнесом. В этих сетях людей интересует удовлетворение личных потребностей и интересов. Какая-то часть данной аудитории с удовольствием принимает участие в розыгрышах и викторинах, проводимых производителями для рынка b2c. Кто-то специально заходит на страницу какого-то сообщества, чтобы высказать свой (личный) восторг или неудовольствие по поводу продукта или услуги, которую данное сообщество представляет. Пользователи заходят в эти сети, чтобы приятно провести время: пообщаться с друзьями и теми, кто разделяет их хобби и увлечения. Какая уж тут работа? Все что касается развития бизнеса для бизнеса размещается на профессиональных сайтах. Например, для творческих профессий – это Behance, для управленцев, консультантов, коучей – Exeсutivе и Linkedin. Выберите те сети, которые необходимы именно вашему бренду.
Все социальные сети имеют свои правила взаимодействия с пользователями. Для начала вам нужно будет понять их и впоследствии не нарушать.
Как работать со своим сообществом
Иметь в сети только страницу своего сообщества недостаточно, надо работать с группами. Но прежде проанализируйте структуру и возможности сети, чтобы быть уверенными, что после того, как вы разместите пост о своей услуге в группе, потребитель, заинтересовавшись вашим предложением, зайдет по ссылке не на вашу личную страницу, а на ту, которая представляет бренд. Потому что потребителя интересует не ваша личная жизнь, а продукт или услуга, в которых он нуждается.
Работа с любой сетью требует времени. Только создавая качественный контент и организуя достаточное количество контактов информации о бренде с потенциальными пользователями, ваше предложение будет замеченным и впоследствии узнаваемым.
Основное предназначение социальных сетей – это общение. Поэтому, представив себя в тех сетях, которые вам интересны, необходимо в обязательном порядке поддерживать взаимодействие с подписчиками: размещать материалы, подтверждающие, что ваш бренд живет активной жизнью и реагировать на комментарии подписчиков. Особенно, если комментарии по каким-то причинам носят негативный характер. Потому что только в общении с пользователями, вы сможете узнать о достоинствах и недостатках услуг, которые вы оказываете. Потребители, в отличие от вас, имеют свой взгляд на ваш продукт.
Но самый большой урон бренду в сети может нанести «мертвое» сообщество, о котором забыли его создатели. Помните, что в сеть легко войти, но трудно выйти. Если вы по каким-то причинам забросили свое сообщество, оно все равно будет висеть в сети. Зайдя на него, пользователи будут разочарованы, потому что поймут, что не получат той информации, на которую рассчитывали. Обманутые ожидания потребителей, всегда плохо отражаются на имидже бренда.
Если вы захотите проанализировать, насколько контент, который вы публикуете на своих страницах, интересен целевой аудитории, вы всегда сможете воспользоваться статистикой, которую предоставляет сеть – количество посещений, просмотров и тому подобную информацию. Это может помочь вам корректировать размещаемый контент, потому что вы увидите, что потребителям интересно, а что не очень.
Кроме качества размещаемого контента, необходимо учитывать, периодичность появления новой информации. Количество контактов с потенциальным пользователем не менее важно, чем качество контента.
Как быстро начнется отдача от ваших действий, зависит от того, насколько они будут правильными и от продукта, который вы предлагаете. Чем сложнее предлагаемый вами продукт и, возможно, дороже, тем длительнее процесс формирования позитивного образа и доверия к вашему бренду. Но дорогу осилит идущий.