Продавец и покупатель недвижимости находятся в разных городах. Как же оформить сделку? В последние полгода стала доступна новая услуга от банков, осуществляющих ипотечное кредитование - «дистанционная сделка», она же «межрегиональная».
Первая стадия дистанционной сделки ничем не отличается от любой другой — выбор объекта недвижимости и получение положительного решения от банка о возможности использования этого объекта в качестве предмета залога. После получения положительного решения банка происходит сама сделка. Варианты ее проведения могут отличаться в зависимости от услуг, предоставляемых банком.
Первый вариант — кредитный договор и договор купли-продажи (заранее согласованный банком и сторонами сделки) подписывается покупателем в его регионе. При этом открывается аккредитивный счет, необходимый для взаиморасчета сторон. Затем почтовым отправлением или курьерской службой (что надежнее) пакет подписанных со стороны покупателя документов направляется в отделение банка по месту нахождения продавца и подписывается с его стороны. Остается только подать документы на процедуру государственной регистрации перехода права собственности. На этом дистанционность сделки заканчивается, потому что для подачи заявления о регистрации перехода права со стороны покупателя необходимо присутствие либо его самого либо лица, действующего по доверенности. Такую доверенность также необходимо подготовить со стороны покупателя и отправить вместе с остальными документами.
Второй вариант возможен при предоставлении банком услуг по электронной регистрации сделки. При этом способе нет необходимости в пересылке физических экземпляров документов и даже в присутствии представителя для подачи заявления. Договор купли-продажи подписывается удаленно. Сначала подпись ставится покупателем в банке в своем регионе, затем договор сканируется и отправляется в оцифрованном виде для распечатывания и подписания со стороны продавца. На процедуру государственной регистрации перехода права собственности договор также отправляется в электронном виде.
Плюсы
Первое несомненное достоинство подобных сделок — возможность согласования их условий без непосредственного присутствия сторон. При надежном посредничестве банка такая схема выглядит действительно удобной. Второй плюс — относительная скорость. Процесс подготовки сделки происходит заблаговременно, и сторонам в согласованный день остается либо подписать и подать полученные документы в Росреестр, либо прийти в банк для подачи электронного заявления о регистрации. При этом необходимость длительного ожидания подготовки всех документов в офисе банка, как происходит при традиционной «бумажной» сделке, отпадает.
Минусы
Все минусы данной схемы также связаны с дистанционностью. Такие сделки — относительно новое явление, и не всегда сотрудники банков в разных городах могут ответить на все возникающие вопросы. В практике нашей компании были случаи, когда, например, сотрудники банка отказывались принимать документы на раскрытие аккредитива на том основании, что открыт он был в другом отделении. Или, к примеру, уведомление об открытии аккредитива было выдано с ошибочными реквизитами получателя, а из-за разницы в часовых поясах исправить ошибку в короткий срок было затруднительно. Кроме того, многие клиенты все еще настороженно относятся к процедуре электронной регистрации, ведь по ее результатам у них на руках не остается заверенного Росреестром экземпляра договора купли-продажи.
Этот новый тип сделок во многом упрощает покупателям процедуру, избавляя их от необходимости перемещений между городами. С использованием электронной регистрации вся сделка может занять не более часа (при условии тщательной предварительной работы). Кроме того, в настоящее время идет подготовка законопроекта о дистанционных сделках с участием двух нотариусов, в ходе которых планируется использовать видеосвязь. Можно было бы говорить о том, что за такими «удаленными» сделками будущее, но еще предстоит большая работа со стороны банков по отладке процессов.