Управление сотрудниками, которые трудятся дома, – особый формат. На что обратить внимание в первую очередь?
Согласно недавнему исследованию Hays и Comunica, 76% российских работодателей признали, что удаленная работа – тренд на рынке труда. Многие начинающие специалисты и даже опытные профессионалы часто задумываются о возможности такого способа занятости, но немногие знают, что у работы из дома и, тем более, у фриланса множество отличий от традиционной офисной жизни. Более того, не каждый способен органично вписаться в такой формат.
Плюсы и минусы «удаленки»
Основными моментами, которые отличают удаленную занятость от традиционной, чаще всего называют место и время. Под местом подразумевается, что сотрудник волен выбирать любую удобную локацию для работы, будь это квартира или кафе, а, возможно, город или даже страна. Что касается времени, то работник не привязан к определенному расписанию, главное – соблюдение дедлайнов.
Однако многие специалисты, которые трудятся дистанционно, все же стараются придерживаются строгого графика. Часто это связано с тем, что они должны взаимодействовать с коллегами из офиса, у которых установлены рабочие часы. Операторы контактных центров, работающие из дома, тоже должны быть постоянно на связи, так как клиент может позвонить в любое время. Но нельзя не отметить, что в любом случае, как при работе по графику, так и при работе без строгой привязки ко времени, появляется неоспоримая экономия времени на дорогу, а также денежных средств на проезд и питание.
Еще одним отличием, о котором многие не задумываются, становится отсутствие живого ежедневного общения с коллегами. Порой все устают от шума и бурления офисной жизни, но становясь удаленным сотрудником, можно вообще выпасть из жизни коллектива.
Необходимо понимать, что традиционный стиль работы хоть и создает определенные рамки в виде графика, места и присутствия начальства, но при этом он приучает к дисциплинированности. Работа при отсутствии этих ограничений требует от человека большей способности к самоорганизации. При этом для разных профессий список требований к удаленному сотруднику будет варьироваться. Например, для оператора колл-центра на дому добавится коммуникабельность, умение вести переговоры, стрессоустойчивость и правильная организация рабочего места. Такие требования справедливы, так как согласно исследованию компании Plantronics, ключевыми проблемами удаленных работников являются нестабильное интернет-соединение, что отметили 49% респондентов, посторонние шумы (28%), отвлекающие факторы (16%).
Как организовать работу из дома
В первую очередь, важно поддерживать постоянную связь и быть в контакте с коллегами. Современные способы общения как нельзя лучше подходят для этих целей. Электронная почта и облачные хранилища данных дают возможность обмениваться документами, рабочей информацией, а мессенджеры и социальные сети позволяют обсуждать срочные вопросы мгновенно, как если бы это происходило при живом общении.
Очень значимым момент – четкое формулирование задач сотрудникам. Должны быть определены как количественные, так и качественные показатели, которые легко можно измерить. Для контроля за выполнением работы и соблюдением дедлайнов отлично подойдут так называемые таск-менеджеры. Популярные сервисы: Trello, Planner от Microsoft, Asana, Битрикс24.
Наиболее всего похоже на живое общение при помощи видео. Но, несмотря на обилие различных виртуальных способов взаимодействия, самым важным все-таки остается такой инструмент, как встречи в офлайне. Это могут быть как еженедельные, так и ежемесячные встречи для обсуждения текущих вопросов, планов и результатов проведенной работы. Таким образом, сотрудник будет чувствовать большую связь и ответственность, так как он будет готовиться к встречам, систематизируя и оценивая полученные результаты.
Как мотивировать дистанционных работников
Не менее важным аспектом продуктивных рабочих отношений в формате удаленного сотрудничества является мотивация. Необходимо не только контролировать коллектив, но и стимулировать людей трудиться по собственному желанию без постоянного надзора.
Стоит отметить, что во многих российских компаниях используют удаленную занятость как мотивацию для лучших сотрудников. Однако в ситуации, когда сотрудничество и так ведется на удаленной основе постоянно, этот путь не является актуальным. Стоит попробовать обратный метод. Так как любой человек в той или иной мере является членом социума, то ему требуется общение и взаимодействие с другими людьми. Чаще всего люди, работающие из дома, не встречаются со своими коллегами, иногда даже не знают, как их зовут. Чтобы сформировать полноценные деловые взаимоотношения в коллективе, а также чтобы не возникало социальной отчужденности, стоит устраивать неформальные встречи. Это могут быть пикники, тренинги или просто походы с коллегами в кафе. Эти встречи будут заменять людям повседневное неформальное общение «у кулера», создавая более полные и надежные связи между ними. Таким образом, сотрудник будет чувствовать себя вовлеченным в жизнь компании, коллектива, а значит более ответственным за конечный результат.
Еще один важный инструмент для мотивации удаленного сотрудника – доверие. Не стоит слишком жестко контролировать время его работы, отслеживать часы, проведенные за компьютером. Главным показателем эффективности в данном случае должны быть выполненная в срок работа. Опять же, важно правильно обозначить конечную цель, поставить четкую задачу, имеющую определенные показатели эффективности ее выполнения.
В Plantronics активно используется удаленная работа. Мы называем такой подход Smarter Working: каждый сотрудник определенное количество часов в неделю может трудиться удаленно, сам выбирая где, когда и как ему будет удобнее выполнить определенные задачи. И поскольку наш коллектив ― слаженная команда, нацеленная на общий результат, это дает свой эффект.
Тренд на удаленную занятость будет расти еще долгие годы. Такой стиль жизни будет становиться все более популярным. Эти рабочие отношения в корне отличаются от популярной в России советской модели, когда самым важным показателем эффективности сотрудника является его присутствие на рабочем месте. Удаленные сотрудники более мотивированы на достижение результата, и, следовательно, в большинстве случаев, они более продуктивны. Но подобная организация работы требует не только компетентности, дисциплинированности, но и взаимного доверия между разными членами виртуальной команды, между удаленными работниками и компанией.