Как юридические адреса станут виртуальными и при чем здесь Почта России

Не так давно мы все обсуждали предложение по отказу от юридических адресов и замене их электронным адресом. По словам министра экономического развития Михаила Орешкина, правительство поддержало предложение разрешить регистрацию юридических лиц без офисного помещения — на базе почтового адреса либо электронного сервиса. К подготовке соответствующего законопроекта Минфин приступил в конце прошлой недели.

Нам стали известны подробности этого предложения. Почта России поддерживает инициативу Минэкономразвития России о замене при регистрации юридического адреса на иной идентификатор и переходе на другой способ коммуникации с юридическим лицом. Электронные юридические адреса предлагается создавать на базе сервиса Почты России «Электронные заказные письма» (ЭЗП): https://zakaznoe.pochta.ru/.
Сервис позволяет пользователям пересылать юридически значимые почтовые отправления в электронном виде. Перед отправкой официальные документы заверяются электронной подписью отправителя и признаются эквивалентными бумажным. Юридические лица и предприниматели будут получать учетную запись в системе, к которой будут привязаны их юридически значимые коммуникации. Учетная запись будет автоматически создаваться при регистрации юридического лица налоговыми органами. С ее помощью юридическое лицо сможет настроить каналы взаимодействия с государственными органами.

Но от бумажных носителей сразу отказываться не предлагается. Для получения корреспонденции на бумажном носителе юридическому лицу потребуется привязать индекс отделения почтовой связи к учетной записи. Доставка корреспонденции будет осуществляться в данное отделение на имя организации.

При этом ФНС будет автоматически уведомлена об указании организацией адреса доставки.

В настоящее время также проводятся работы по полной интеграции системы ЭЗП с Системой межведомственного электронного взаимодействия («СМЭВ»), которая позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям установить двусторонний обмен юридически значимыми коммуникациями, включая взаимодействие с государственными органами (функции Госуслуг).

Планы Почты России впечатляют. Но сможет ли Почта России быть таким «агрегатором» услуг?
Перспектива новшества в том, что это реальная экономия ресурсов времени и денег для малого бизнеса. Особенно того, который не нуждается в офисе и раньше вынужден был платить за «юридический адрес», как при регистрации, так и в дальнейшей деятельности. С бизнесом по продаже юрадресов можно попрощаться, впрочем, и регистраторские компании потеряют значительную часть клиентов.

Но наличие только виртуального адреса сразу порождает массу вопросов: в какой суд заявлять требования к должнику без адреса? Какая территориальная налоговая будет администрировать налоги такой компании? Куда будет приходить выездная проверка и какая инспекция будет их проверять?

Если закон усилит необходимость и обязательность привязки такого электронного адреса по почтовому индексу, т. е. «прописка» будет по адресу почтового отделения — тогда подобные вопросы отчасти снимаются. Но сама идея была именно в «виртуальном адресе».

Пропустит ли ФНС изменения в таком ключе — это вопрос. Ведь ФНС главный поставщик денег в бюджет и его мнение очень важно для государства.

А такие новшества точно будут затруднять налоговый контроль — непонятно, где искать директора и документы.

Безусловно, в руках банков и налоговой остается и в этом случае действенный способ — блокировка счета, которую производят безотносительно к адресу.

Но для налогового контроля важно оценивать и документы, которые непонятно где изымать, если их не предоставил предприниматель (хотя их предоставление зачастую более важно самому предпринимателю).

Посмотрим, что предложат и что скажут на эту тему банки.