Малый бизнес как драйвер роста российской экономики. Что необходимо сделать для развития предпринимательства в нашей стране

О проблемах развития малого бизнеса в России не говорил, пожалуй, только ленивый. Так, если в развитых странах он, без преувеличения, является опорой экономики, то у нас ему уделяется мало внимания. Например, в США, Японии и ЕС вклад малого предпринимательства в ВВП составляет свыше 50%. При этом в Штатах малые предприятия обеспечивают более 30% экспорта. И, что еще более важно, именно этот бизнес создает около 25% патентов. У нас цифры скромнее — примерно 20% ВВП, около 5% экспорта, а в производстве патентов доля и вовсе незначительна. Что же необходимо сделать, чтобы малое предпринимательство стало драйвером роста отечественной экономики?

Частные предприниматели: откуда ноги растут Можно, конечно, говорить о разных критериях отнесения предприятий к малым, но тем не менее общая картина ясна. Для понимания причин сложившейся ситуации и определения путей выхода из нее, видимо, необходимо попытаться понять, что же представляет собой малый бизнес в России. В новейшей истории все началось с Закона «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 №8998-XI. Этот документ наделял кооперативы статусом юридических лиц, позволял иметь в собственности средства производства, нанимать работников, открывать обособленные подразделения, заниматься производством и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг и т.д. До этого, в 1986 году, советским гражданам разрешили заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, но только Закон «О кооперации» легализовал создание частных предприятий. Более того, в нем содержалось положение о том, что труд в кооперативе почетен, престижен и поощряется государством. Это служило формированию положительного образа предпринимателя в глазах граждан. Пропагандой кооперативного движения занялись и пресса, и телевидение, и радио. Число кооперативов росло. К началу 1990 года в стране уже насчитывалось более 190 тысяч кооперативов с численностью работников около 5 млн человек.

Правда, частный бизнес столкнулся с рядом значительных проблем как идеологического, так и экономического свойства. Большинству людей трудно было принять то, что еще вчера шельмуемые и наказываемые «цеховики» и «спекулянты» теперь стали уважаемыми членами общества. Да и во власти, по аналогии с НЭП, считали эту меру вынужденной и временной, связанной с тяжелой экономической ситуацией и необходимостью легализации «теневой» экономики. Недостаточная продуманность и некоторая поспешность принятия решений государством привели к тому, что у частников сложились значительные трудности с сырьем и оборудованием — в планах министерств и ведомств не было фондов для обеспечения кооперативов, следовательно, конкурентное преимущество получали те, кто за взятку или пользуясь полезными связями мог получить государственное сырье. Директора государственных предприятий открывали кооперативы, производившие продукцию силами этих предприятий, а затем продавали ее по свободным ценам, присваивая прибыль. Это порождало конфликты в трудовых коллективах между теми, кто работал на «кооператоров», и остальными — ведь первые получали существенную прибавку к зарплате. Несовершенство законодательства приводило к созданию фиктивных предприятий, занимающихся хищениями и обналичиванием денег, росту коррупции. Вспомните громкое уголовное дело кооператива «АНТ» — попытка продать 12 танков Т-72 под видом тягачей неизвестному покупателю за границей в обмен на компьютеры. С другой стороны, частники в то время сыграли значительную роль в преодолении дефицита продовольствия и товаров народного потребления, давали людям возможность зарабатывать, создавали предприятия. В общем, выполняли ту задачу, которую ставило перед ними государство. Но, не успев толком встать на ноги, кооперативы попали под налоговый и административный пресс — личные доходы кооператоров облагались по ставкам от 30 до 90% (в зависимости от величины дохода), запрещались определенные виды деятельности, вводился контроль кооперативных цен. По словам тогдашнего министра финансов СССР Б.И.Гостева, частные предприниматели — не просто жулики, поскольку «честным трудом не разживешься», но жулики беспринципные, гонящиеся только за наживой, что для советского человека было тяжелым обвинением. И эта двойственность, проявлявшаяся в отношении и властей, и граждан к предпринимателям, сформировала в сознании общества такой же двойственный образ бизнесмена — все видели только внешнюю сторону, не задумываясь, какие риски он несет и сколько труда вкладывает в свое дело, — главное, как же может какой-то там лавочник получать больше министра? И образ этот жив по сей день, несмотря на почти тридцатилетний срок. Шло время. С распадом СССР жизнь граждан резко изменилась. В начале девяностых, когда казалось, что мы уже чуть ли не завтра достигнем процветания, вера в будущее и снятие административных барьеров сделали свое дело — малый бизнес начал бурно развиваться, причем наибольший прирост малых предприятий пришелся на науку и сельское хозяйство.

Количество занятых на малых предприятиях достигло в 1993 году рекордной по тем временам цифры в 8,6 млн человек. Но эйфория продолжалась недолго. Уже в 1995-м число малых предприятий стало снижаться. Падение доходов населения, инфляция, бюджетный кризис — все это сыграло свою роль. Не стоит забывать и о том, что в те годы при очевидной слабости государства расцвела организованная преступность. Малый бизнес как наименее защищенная часть предпринимательского сообщества подвергся серьезному испытанию. Криминальные группировки подменяли собой и правоохранительные органы, и арбитраж, и судебных приставов, и налоговых инспекторов — иными словами, заменили для предпринимателей государство. При этом очевидная невозможность одновременно платить налоги и содержать криминалитет толкала бизнес к уходу в тень. Причем преимущество получили те, кто занимался торговлей, ведь в этой сфере гораздо проще было не платить налогов и договариваться с бандитами.

Сыграла свою роль и экономическая политика государства — особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса, ориентированного на экспорт нефти и газа. Соответственно, банковская и финансовая сферы развивались в том же направлении. Малый бизнес, неинтересный никому, вынужден был выживать самостоятельно. Несмотря на то что в 1995-м был принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995 №88-ФЗ, а первый съезд представителей малых и средних предприятий в феврале 1996-го открывал лично президент Б.Н.Ельцин, государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, принятая на 1996–1997 годы, не получила финансирования, на 1998 год не была принята вовсе.

На пути к развитию Следующим испытанием для малого бизнеса стал кризис 1998 года. Тогда прекратили деятельность около 30% малых предприятий. Особенно сильно пострадали предприятия розничной торговли и оказания бытовых услуг населению, что неудивительно на фоне резко и значительно снизившихся доходов граждан. Ушли в прошлое «челноки». Однако малый бизнес в целом продемонстрировал неплохую выживаемость. Невозможность кредитования в предыдущие годы привела к отсутствию обязательств перед банками, наличные расчеты в валюте спасли многих от последствий обесценения рубля, малые предприятия не играли в ГКО и не имели ценных бумаг в качестве активов. К тому же эффект «низкой базы» и серьезное подорожание импорта уже в 1999 году привели к росту отечественной экономики. Однако в целом в течение 90-х годов малый бизнес не получил заметного развития, оставаясь к 2000 году на уровне 1994–1995 годов. 90-е годы, пожалуй, явились определяющими в формировании облика российского предпринимателя, научив его не доверять государству, рассчитывать только на свои силы, не спешить «выйти из тени» и заниматься преимущественно торговлей. С этими настроениями малый бизнес вступил в двухтысячные. Укрепление государственных институтов привело к значительному снижению роли криминальных элементов в жизни малых предприятий, что, в свою очередь, позволило предпринимателям оставлять в своем распоряжении больше доходов. Одновременно с этим начался рост цен на нефть — если в 1998-м среднегодовая цена Brent составляла 12,7 долл. за баррель, в 1999-м — 17,7; то в 2000-м — уже 28,3. Начали расти доходы населения, увеличился платежеспособный спрос. Однако достаточно значительная часть предпринимателей уклонялась от уплаты налогов, использовала наличную валюту в расчетах, в том числе и для выплаты зарплат работникам. Понятно, что такое положение дел не могло устроить государство. 01.01.99 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса, устанавливающая общие принципы налогообложения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. А с первого января 2001-го — первые главы второй части кодекса, посвященные уже отдельным налогам, — НДС, акцизам, НДФЛ и единому социальному налогу (ЕСН). С 2002 года — налог на прибыль, а также ЕСХН (специальный налоговый режим для сельхозпроизводителей) и налог с продаж, с 2003 года появляются упрощенная система налогообложения и ЕНВД, в этом же году транспортный налог, а в следующем, 2004-м, — налог на имущество организаций. В стране началась налоговая реформа, одной из задач которой была попытка вывести малый бизнес «из тени». В 2002–2003 годах была проведена масштабная рекламная кампания под лозунгом «Пора выйти из тени».

Одним из главных действий власти по легализации доходов стала отмена с 2001 года прогрессивной шкалы НДФЛ и установление единой ставки налога в 13%. Одновременно с этим взносы во внебюджетные фонды (совокупно 39,5% от фонда оплаты труда) были заменены единым социальным налогом (35,6% от фонда оплаты труда) с регрессивной шкалой. Снизилась ставка налога на прибыль (с 35% до 24%), были отменены налог на пользователей автомобильных дорог (с 2003 года), налог с продаж (с 2004-го). Ставка НДС с 2004-го снизилась с 20% до 18%, а в 2005-м ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 24%. И действительно, бизнес задумался об «обелении». Однако в том же, 2004 году, в мае, разразился «кризис доверия» в банковской сфере. Все началось с внезапного отзыва лицензии у «Содбизнесбанка» за несоблюдение «антиотмывочного» законодательства. Это породило панику на рынке межбанковского кредитования и отток вкладов из банков, что привело к тому, что многие банки стали испытывать трудности с исполнением клиентских платежей. Надо понимать, что тогда, впрочем, как и сейчас, средства малых предприятий в банках никак не защищены — в случае если банк прекращает деятельность, с деньгами на расчетном счете можно, как показывает практика, попрощаться. В 2004-м лицензий лишились Кредиттраст, Промэксимбанк, Мосжилстройбанк, Диалог-Оптим и ряд других. Несмотря на то что Центробанк предпринял быстрые меры, способствующие стабилизации ситуации, потери все же не могли не сказаться на уровне доверия предпринимателей банковской системе, что вновь заставило многих повременить с выходом «из тени». В это же время началось и усиление налоговых органов, наделение их новыми полномочиями. Но в целом малый бизнес, по российским меркам, достаточно успешно развивался. Доля малых предприятий в ВВП увеличилась с 12,5% в 2004 году до 13,4% в 2007-м, а количество малых предприятий выросло за тот же период на 29% и достигло 1,14 млн. В 2008 году в предпринимательской среде вновь активно обсуждались проблемы легализации деятельности — с одной стороны, «серому» бизнесу все сложнее стало кредитоваться, с другой — усиливалось давление налоговых и правоохранительных органов на налоговых «уклонистов». Кризис 2008 года нанес чувствительный удар, но ввиду его относительной скоротечности и благодаря быстрому восстановлению цен на нефть (если среднегодовая цена в 2009-м составила 61,9 долл. за баррель, то в 2010-м — 79,6, а в 2011-м — 111 долл. за баррель), обусловленному во многом действиями ФРС США по программе количественного смягчения, малые предприятия не погибли, а продолжали существовать.

Правда, разговоры о легализации вновь утихли. Итак, какой же он, российский малый бизнес сейчас? В нашей стране существует разделение на микропредприятия, малые и средние предприятия. И обычно, когда говорят о малом бизнесе, имеют в виду всю эту совокупность предприятий, объединяя их аббревиатурой МСБ (малый и средний бизнес). По ныне действующим критериям микропредприятие — это не более 15 сотрудников и выручка до 120 млн руб. в год, малое предприятие — не более 100 человек и выручка до 800 млн руб. в год, а среднее предприятие — от 101 до 250 работников и выручка до 2 млрд руб. в год. Чем же занимаются все эти предприятия? По данным Росстата на конец 2014 года (более свежие данные появятся не ранее 2017-го), среди малых и микропредприятий большинство (38,8%) заняты торговлей, ремонтом автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования; 20,4% — операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг; 11,9% — строительством; 9,5% — обрабатывающие производства; 6,8% — транспортные предприятия и предприятия связи; сельским хозяйством заняты 2,9%; добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, воды и пара — 1%. Остальные 8,7% заняты другими видами деятельности. При этом доля тех, кто работает в сфере научных исследований и разработок (а это те самые инновации, развитие несырьевого экспорта и реализация научного потенциала), составляет 0,7%. Всего малых предприятий на конец 2014 года насчитывалось 2,1 млн, из них микропредприятий — 1,9 млн. Средние предприятия демонстрируют несколько иную картину: торговля и ремонт — 26,6%; недвижимость, аренда и услуги — 9,4%; строительство — 11%; обрабатывающие производства — 24,6%; транспорт и связь — 4,4%; сельское хозяйство — 16,8%; полезные ископаемые, электроэнергия, вода и пар — 1,6%; прочие — 5,6%. Научные исследования и разработки — 0,6%. Количество средних предприятий на конец 2014 года составило 13,7 тысячи.