Как клерки дурят голову начальникам

Руководитель, идущий на поводу у подчиненных, перестает руководить. Чтобы получить свое, сотрудники используют пять видов манипуляций. Не поддавайтесь!

1. Давление на жалость

Самый популярный вид манипуляций. Обычно его используют женщины-сотрудницы по отношению к мужчинам-руководителям или к женщинам, которые старше по возрасту. Это звучит примерно так: «Иван Петрович, можно я сегодня на десять минут пораньше уйду, у меня ребенок в детском саду сидит и плачет, маму ждет». Как правило, ни один мужчина устоять не может. И тем более, женщина в возрасте, ведь играют на ее материнских чувствах. Всем сразу представляются несчастные дети, и прием срабатывает. Если же посмотреть в реальности, то девушки, использующие такой ход, чаще всего делают следующее: компьютер выключается в 17.00, и дальше путь его хозяйки лежит в магазин, химчистку и другие места, не похожие на детсад. Мотив манипулятора – добиться себе определенных послаблений, некоего социального статуса, который их позволяет. Как правило, для руководителя это является ловушкой: если раз-два поддался, то, отказав в третий раз, будешь выглядеть жестоким Кощеем Бессмертным или драконом. И переломить такую ситуацию почти невозможно.

2. Игра на чувстве вины

Как правило, используется рядовыми сотрудниками по отношению к семейному руководителю. Манипулятивная схема выстраивается примерно так: «Вот вы меня заставили полететь в командировку, а я теперь заболела», «Вы меня задерживали всю неделю на работе, а у меня ребенок брошенный сидел», «Вы меня не отпустили вовремя домой, а у сына теперь сплошные двойки». Это манипуляция похожа на первую, но упор делается не на жалость, а на вину. И она имеет более длительные последствия. Ведь, когда руководитель чувствует себя виноватым по отношению к сотруднику, он не просто проявляет снисхождение, разрешая уйти пораньше, прийти попозже, но начинает делать послабления в работе, не требует соблюдения дедлайна или строго не спрашивает о выполнении задания. Мотив манипулятора – желание создать определенную дистанцию между собой и руководителем и оградить себя от дополнительных нагрузок.

3. Демонстрация своей значимости

Третий вид манипуляций свойственен специалистам высокой квалификации, которые чувствуют свою значимость или даже незаменимость. Это юристы, экономисты, главные бухгалтеры, иногда – IT-сотрудники. Они используют свои профессиональные навыки для создания у руководителя некоей неловкости, неполноценности и зависимости. Например, от главного бухгалтера многие руководители могут услышать: «Пока я не сдам отчет, с другими вопросами ко мне не подходите». И нередки ситуации, когда генеральные директора компаний, как мальчики, покорно сидят и ждут, пока их великий главбух сдаст отчет, считая это великим таинством. В этом есть доля правды: грамотно составленная финансовая отчетность важна для нормального ведения бизнеса, но это всегда предсказуемая и планомерно выполняемая работа. Более того, это прямой функционал главного бухгалтера. Мотив здесь – повысить свой статус, подтвердить определенное положение, свое влияние на руководителя. Как правило, такие манипуляции очень декларативны: «Посмотрите, даже генеральный директор послушно ждет, пока я сдам отчетность».

4. Шантаж

Этот вид манипуляций встречается несколько реже. Им также пользуются сотрудники с высокой квалификацией и в качестве примера можно привести корпоративных юристов. Так, юрист, которому компания поручает подготовить иск к контрагенту об уплате задолженности, может заявить своему руководству: «Я займусь этим делом только в том случае, если в случае успеха я получу с возвращенной суммы процент. Если нет – идите к другому юристу. А внешний юрист обойдется дороже». Безусловно, корпоративный юрист не имеет права требовать премию, потому что это его работа. Но шантаж своего руководителя – способ заработать, а не продемонстрировать статус.

5. Апелляция к переработкам

Последний, самый тяжелый случай, – это манипуляции, построенные по принципу продажи дополнительных услуг. Они также встречаются среди квалифицированных специалистов, имеющих большой профессиональный опыт. Как правило, такие сотрудники, устраиваясь на работу, в момент трудоустройства четко фиксируют свои должностные обязанности. Даже если в компании этот вопрос не слишком формализован, они сами проявляют инициативу: составляют для себя перечень обязанностей, трудовой договор и прописывают: что должны они, а что – компания. Но в реальной бизнес-практике всегда возникают дополнительные, ранее не обговоренные виды работ: обработать информацию, собрать материалы, проанализировать документы, срочно полететь в командировку, работать над новым для компании проектом. И люди, которые подходят к выполнению свои обязанностей чисто формально, остро реагируют на новые, дополнительные задания. Они их протоколируют, пересчитывают в часах и деньгах и являются к руководителю с калькуляцией своей трудозатрат: «Задержка в офисе на час стоит столько-то. Работа над дополнительным проектом оценивается как консалтинговая услуга, и час работы обойдется в такую-то сумму. Или вы работает со мной, или ищите другого специалиста».

Этим чаще грешат специалисты, которые знают стоимость консалтинга в своей сфере (те же IT-сотрудники, финансисты, юристы, – называемые «белые воротнички»). И реже всего применяют такой подход люди творческих профессий: дизайнеры, копирайтеры, PR-менеджеры. Здесь мотив – с одной стороны – подчеркнуть свой статус и свое особое положение. С другой стороны – получить дополнительный доход. Как правило, такие сотрудники нелояльны компании, они холодны, расчетливы и прагматичны.