Более половины начинающих управленцев терпит неудачу в первый же год работы. Убедитесь, что вы не один из них!
Вот вы, наконец, оказались на первой в своей карьере руководящей позиции. Вас есть с чем поздравить: повышение зарплаты, желанный статус, возможность менять правила игры и управлять значимыми проектами. Но не обольщайтесь! Руководящая должность требует другого взгляда на себя и свою работу. И открытия не всегда бывают приятными. Раньше вы отвечали только за себя, а теперь несете ответственность за людей, которыми руководите. Эта задача может оказаться сложнее, чем вы думаете. Неудивительно, что с ней справляются не все новички-управленцы.
Эксперты по менеджменту выделяют ряд типичных ошибок молодых боссов. Оцените, применимы ли эти утверждения к вам.
1. Вы застряли во френд-зоне
Вы продолжаете смотреть на своих коллег как на равных, вам неловко давать им распоряжения и брать на себя роль лидера команды. Конечно, проще и приятнее продолжать делиться впечатлениями о проведенных выходных, обсуждать офисные сплетни, а не вести себя как начальник. Ситуация становится особенно напряженной, если вы и сами чувствуете, что не заслужили повышения: психологи называют это «синдромом самозванца». Как правило, такая коллизия возникает, если молодой управленец считает, что ему во что бы то ни стало необходимо понравиться команде. Да, люди хотят работать с человеком, который им приятен. Но все же главное, что нужно вашей команде — это лидер.
Как это исправить. Перестаньте смотреть на себя как на одного из членов команды. Ваш статус в компании повысился. Важно держать дистанцию с подчиненными. При этом нет необходимости проявлять снобизм и заносчивость. Дистанция не означает, что вы перестаете интересоваться делами своих подчиненных. Вы должны позволять им делиться своими проблемами, обращаться к вам за помощью и руководством. В этом ключ к тому, чтобы сохранять высокую мотивацию команды и поддерживать ее высокую эффективность. Проявляйте искренний интерес к сотрудникам, задавайте вопросы и в разумных пределах рассказывайте о себе.
2. Вам не ясны цели команды
В качестве нового игрока вы можете не вполне понимать собственную роль, не говоря уже о приоритетах членов вашей команды. Это может привести к путанице: цели вашего нового коллектива могут не вполне совпадать с целями всей компании.
Как это исправить. Возьмите паузу, чтобы понять цели вашей команды и то, как ваш коллектив вписывается в общую картину. Обсудите это со своими руководителями и подчиненными. Зачем? Прозрачность способствует доверию. Сотрудники будут легче воспринимать новые задачи, которые вы им будете ставить. Давая подчиненным право голоса, лидер получает больше доверия, а его сотрудники получают возможность достигнуть собственных целей.
3. Вы не даете четкого направления
Многим управленцам-новичкам неловко демонстрировать власть, поэтому они смягчают свои директивы, обрамляя поручения в форму рекомендаций: было бы неплохо сделать эту презентацию к понедельнику вместо четкого указания, что понедельник – крайний срок. Многие менеджеры сознательно выбирают такую стратегию, но есть и те, кто действует неосознанно.
Как это исправить. Старайтесь вести себя прямо, избегая того, чтобы изъясняться запутанно или агрессивно. Этого можно избежать, давая подчиненным письменные поручения или составляя список задач перед общим собранием. Но часто достаточно просто внимательно следить за тем, что и как вы говорите. Важно найти способ ставить задачи тем способом, который вы находите комфортным для себя.
4. Вы недостаточно активно делегируете полномочия
Заметили, что берете на себя работу своих подчиненных? Значит, вы попали в типичную ловушку молодых руководителей, которые пытаются слишком многое сделать самостоятельно. Опасность в том, что вы топите свою продуктивность.
Как это исправить. Если вы дали сотрудникам ясные и четкие инструкции, не вмешивайтесь в их работу. Будьте готовы оказать им содействие, но не раньше, чем они сами попросят о помощи. Делегирование — это навык, который выходит за рамки скупых заданий. Это похоже на рыбалку: вы забрасываете удочку и как бы бездействуете. Но в нужный момент необходимо наматывать леску.
5. Вы забываете давать обратную связь
Вы видели, как спортсмены похлопывают друг друга по спине после игры? Они знают, что обратная связь членам команды имеет решающее значение для повышения морального духа и вдохновения. Точно так же этот механизм работает в трудовом коллективе. Согласно исследованию Gallup, 40% сотрудников становятся «активно выключенными», когда не получают позитивной обратной связи от своих менеджеров. И, напротив, сотрудники, к которым регулярно обращаются руководители, более вовлечены в работу, даже если обратная связь была негативной.
Как это исправить. Осознайте, что вашей команде важна ваша оценка. Установите периодические отчеты сотрудников о проделанной работе и подводите ее итоги. Позволяйте подчиненным вносить свои предложения и оценивайте их, не стесняясь говорить как о положительных, так и об отрицательных последствиях этих идей.