Жители пригорода Петербурга жалуются на пробки, дефицит магазинов и атмосферу «гетто»
За последнее десятилетие вокруг Санкт-Петербурга выросли города-сателлиты: Кудрово, Мурино, Новое Девяткино и другие. Кварталы многоэтажек привлекли сотни тысяч жителей, но не обеспечили их инфраструктурой. Как Северная столица планирует решать проблемы?
Стройка в поляхСвободной земли в границах Петербурга очень мало, причем в основном остались участки под точечные проекты. Поэтому в конце 2000-х девелоперы дружно обратили внимание на приграничные территории – поселки и деревни, за которыми простирались километры полей. Упрощал задачу и тот факт, что до недавнего времени вопрос строительства в Ленобласти курировался муниципалитетами, согласования проходили быстро.
УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ
25-этажные новостройки росли, словно грибы. Местных коммуникаций не хватало, и дома подключались к городским сетям. При этом строительство детсадов и школ в многотысячных районах велось вяло. А ведь основными покупателями недорогого жилья были и остаются молодые семьи с маленькими детьми. Новые дороги не строились вовсе.
Однако квартиры все равно раскупались быстро. Во-первых, несмотря на официальную областную прописку, новоселы действительно оказывались почти в Петербурге. Настолько, что этим «почти» можно было и пренебречь, ведь до черты города можно буквально дойти пешком. Во-вторых, и это главная причина – покупателей привлекала цена.
ЖИЛЬЕ НА ОКРАИНЕ СТОИТ НА ТРЕТЬ ДЕШЕВЛЕ ГОРОДСКОГО: 60-70 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА КВ. М. ПО ЦЕНЕ ОНО СОПОСТАВИМО С ГАТЧИНСКИМ, В 30 КМ ОТ ГРАНИЦЫ С ПЕТЕРБУРГОМ.
ТАКИХ ЦЕН НИГДЕ НЕТ
Наши дома – то самое доступное жилье, о котором сейчас много говорят. Практически весь наш дом состоит из студий, «однушек» и евродвушек, но я сама смогла купить эту студию. В черте города таких цен нет – студия за 2 млн и евродвушка за 4 млн рублей.
Ирина Миронова, Западное Мурино
Из деревни в город
Так была застроена, например, деревня Кудрово. Согласно переписи, в 2010 году в ней жили 137 человек. В 2018 году одних только зарегистрированных жителей насчитывалось уже 20 тысяч. Эксперты говорят, что реальная цифра минимум втрое больше.
Кудрово продолжает строиться
По данным КЦ «Петербургская недвижимость», объем предложения в Кудрово сегодня составляет 230 тысяч кв. м жилья. Однако локация постепенно исчерпывает строительный потенциал: многие жилые комплексы уже сданы или находятся в завершающей стадии строительства. При этом, как говорят жители, в часы пик на въезде и выезде из города (в 2018 году Кудрово получил статус города) приходится стоять в пробке не один час.
Еще один пример – поселок Мурино.
В Мурино зарегистрировано около 20 тысяч жителей, а проживает в разы больше.
Здесь также практически нет рабочих мест и социальной инфраструктуры, выехать на личном авто или общественном транспорте сложно. Но это единственный приграничный район, где есть станция метро.
В силу метрофактора Мурино в перспективе может стать крупнейшим пригородом Санкт-Петербурга. Шансы значительно улучшить транспортную доступность имеет и Кудрово, поскольку располагается внутри КАД. В целом в любом крупном районе массовой застройки, который генерирует маятниковые потоки в Петербург, большую роль играет внеуличная рельсовая связь с городом. Это может быть метро, скоростной трамвай, ЛРТ, электропоезда. В идеале таких средств связи должно быть больше одного.
Игорь Кокорев
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
В числе других приграничных районов с похожей историей – Бугры, Новое Девяткино, Янино, Красное Село. По данным КЦ «Петербургская недвижимость», в близко расположенных друг от друга Буграх, Мурино и Новом Девяткино объем ввода жилой недвижимости в 2018 году составил свыше 700 тысяч кв. м. Если учитывать объекты, которые уже находятся в активной стадии строительства и проекты с разрешением на строительство, то потенциал этой территории оценивается на уровне 1 млн кв. м жилья. В Янино в 2018 году было введено в эксплуатацию чуть более 150 тыс. кв. м жилья. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы начнется активное строительство в Красном Селе, что серьезно увеличит нагрузку на Красносельском шоссе.
ГОСТИ К НАМ НЕ ПОПАДАЮТ
Утром и вечером в пробках можно стоять по полтора часа. Даже в выходные друзья не могут приехать к нам в гости. Когда мы покупали здесь квартиру, застройщики обещали, что будут дороги, а проезды расширят. По факту ничего не изменилось. Но мы ждем строительства станции метро и не собираемся никуда переезжать: в черте города за эти деньги можно купить только комнату.
Илья Зинчук, Кудрово
Проблемы «каменной стены»
Дефицит инфраструктуры
Критики «каменной стены» вокруг мегаполиса часто говорят о дефиците элементарных социальных объектов даже для взрослых жителей – магазинов, спортцентров, предприятий сферы услуг.
Ради справедливости стоит заметить: первые этажи новостроек как раз предназначены под магазины, аптеки, салоны красоты и пр.
Превращение в гетто
Однако сравнивать пригород Петербурга с американскими и европейскими районами новостроек, действительно превратившимися в гетто и уже снесенными, все-таки некорректно. Там строилось социальное жилье, куда переезжали неблагополучные семьи, у нас – жилье, которое молодые работающие семьи покупают для себя, часто – в ипотеку.
Транспортная недоступность
Пожалуй, справедливой критикой новых районов сегодня можно назвать плохую транспортную доступность. Но Петербург и Ленобласть готовы действовать сообща.
Возведение миллионов кубометров жилья в Ленобласти на границе с городом создает колоссальную нагрузку на инфраструктуру Петербурга, поэтому планирование такого строительства должно быть совместным. Мы подготовили законопроект «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге», в результате которого появится обязательный к исполнению документ – схема территориального планирования Петербурга и Ленобласти, которой будут придерживаться при планировании застройки оба региона.
Александр Тетердинко
руководитель фракции «Единая Россия» в ЗакСе Петербурга
Также решен вопрос с продлением метро в Кудрово: станцию начнут строить в ближайшее время. Сейчас определяется ее месторасположение. По данным КЦ «Петербургская недвижимость», уже в текущем году областные власти планируют начать строительство обхода Мурино в створе Гражданского проспекта, рассматривается строительство дороги в створе Пискаревского проспекта, продолжится возведение развязки с КАД. Обсуждается и строительство транспортно-пересадочных узлов – в Кудрово и в Мурино для разгрузки существующей транспортной сети.
Практически любой из рассмотренных пригородов имеет на подъездах или въезде узкие места, приводящие к регулярному появлению транспортных заторов, а значит, нуждается в развитии улично-дорожной сети и в новых магистралях. Однако надо учитывать, что решение проблемы в одном месте может просто перенести ее в другое, поэтому развитие общественного транспорта для таких проектов все же несколько важнее».
Игорь Кокорев
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
МЫ НЕ СМОГЛИ ТАМ ЖИТЬ
Мы купили квартиру, но быстро поняли, что не сможем там жить: ребенку нужен сад, пришлось возить в город, вставать в 6 утра. Скорая приезжает через два-три часа, медицина платная, поскольку одна амбулатория на весь район с потоком не справляется. Мы смогли переехать. По опыту своих бывших соседей могу сказать: те, у кого есть финансовая подушка, переезжают. У кого ее нет, остаются.
Алексей Кононов, бывший житель Кудрово
Есть также мнение, что городские районы могут оказаться не готовыми к трафику из спальных городов-спутников. К примеру, улично-дорожная сеть Невского района проектировалась под нагрузки, запланированные генпланом 1980-х годов, когда на месте высоток в Кудрово были колхозные поля.
Сегодня современные концепции развития транспортной инфраструктуры города разрабатываются с учетом этих несоответствий. Например, новые городские нормативы градостроительного проектирования теперь определяют не только число социальных объектов, но и особенности улично-дорожной сети. Что же до предложения некоторых активистов отгородиться от сателлитов – Петербург на это не пойдет, говорят опрошенные ЦИАН.Журналом эксперты. По их словам, рано или поздно «каменная стена» станет частью Петербурга.