Круглый стол. Сенаторы и бизнесмены обсудили либерализацию предпринимательства

Нынешний год для белорусского бизнеса — особенный. И хотя эффект от стимулирования деловой активности немоментален, поговорить о предварительных итогах имеет смысл. Роли раскрепощения предпринимательства в экономическом и социальном развитии страны был посвящен «круглый стол», состоявшийся в редакции. Предметный и предельно откровенный разговор выявил как схожесть взглядов по принципиальным позициям развития бизнеса, так и препятствия, до сих пор сдерживающие деловую инициативу. 
Участниками дискуссии о путях развития бизнеса стали председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам Владимир ПАНТЮХОВ, член данной Постоянной комиссии Совета Республики, гендиректор ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно–обувная компания «Марко» Николай МАРТЫНОВ, гендиректор СООО «Хенкель Баутехник» Сергей НОВИЦКИЙ, директор проектной мастерской ООО «Проект–М» Алексей МУРОНЧИК и финансовый директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Анатолий ГОЛЬДБЕРГ.

«СБ»: 2017–й стал годом невиданного ранее раскрепощения предпринимательства и стимулирования деловой активности. Насколько эта кампания соответствует ожиданиям от нее?

Сергей Новицкий: Этот год в самом деле беспрецедентный. И прежде всего — с точки зрения уровня принятия документов. Речь идет, напомню, про Декрет «О развитии предпринимательства» и девять указов. Президент и Глава Администрации Президента лично участвовали в обсуждении каждого из них. Идеология этих документов направлена на комплексную либерализацию порядка осуществления экономической деятельности.

Не менее впечатляющий и уровень открытости. Проекты всех документов были обнародованы, все предпринимательское сообщество принимало участие в их обсуждении. Если не ошибаюсь, порядка 500 замечаний и предложений поступило только в Администрацию Президента. Из них 95 — 97% были учтены в окончательной редакции. Думаю, все это как минимум поможет дальнейшему развитию предпринимательства в нашей стране.
 

Владимир Пантюхов: Тема либерализации бизнеса не просто не осталась незамеченной — вокруг нее не осталось равнодушных! В Совете Республики это заметно особенно: у нас работают представители регионов, хорошо знающие ситуацию на местах. Мы детально изучили все замечания граждан по данному вопросу — суммируя их, вышли на Администрацию Президента с конкретными предложениями. Многие из них нашли отражение в подписанных указах. В частности, расширены перечни видов ремесленной деятельности и видов деятельности, которыми можно заниматься без регистрации ИП, ремесленникам разрешено торговать своей продукцией через интернет без регистрации интернет–магазина и обучать троих учеников одновременно, упрощен порядок и условия открытия объектов бытового обслуживания населения... И этот список можно продолжать.

Конечно, говорить о конкретных результатах пока рано. Чтобы достичь цели, нужно прежде всего к ней идти. Хотеть недостаточно, надо действовать. Но стоит отметить, что либерализация бизнеса, а также внимание Главы государства к предпринимательству восприняты в обществе весьма позитивно. Ожидаемый эффект от принятых мер несоизмеримо больший, нежели простое устранение административных барьеров. Я сам работал в бизнесе. На тот момент в Могилевской области вклад предпринимательства в ВВП составлял 13 — 14%. Сегодня мы вышли на 25 — 28% — и все еще считаем это недостаточным, стремимся увеличить данный показатель к 2020 — 2030 годам до 50% и выше. Сегодня экономике нужен новый ресурс. И ресурс этот — у предпринимателей.

Николай Мартынов: Самое главное, что мы начинаем осознавать: в экономике государственный сектор и частный — это не два непримиримых лагеря. Президентские декрет и указы по сути ставят людей, занимающихся бизнесом, на одну планку. Раньше сами слова «предприниматель» и «бизнесмен» несли негативный оттенок, считались едва ли не ругательными. А сегодня новыми документами мы признаем не только наличие такой прослойки в обществе, но и имеющийся у нее созидательный потенциал, который может быть использован для развития экономики всей страны, признаем огромную социальную, экономическую и политическую роль 

«СБ»: Позитивные факторы налицо. А не станут ли злоупотреблять упрощением условий ведения бизнеса недобросовестные предприниматели? В одной только Минской области уже отменены более 100 плановых налоговых проверок субъектов хозяйствования. И минимизация вмешательства в предпринимательскую деятельность продолжается.

В.П.: Такие люди были и, к сожалению, будут. Это, как правило, те, кто, заботясь исключительно о своем кармане, дискредитируют само понятие «бизнесмен». Государство, со своей стороны, создает все необходимые условия для того, чтобы каждый человек в нашей стране смог реализовать свой потенциал и принести пользу для общества.

Н.М.: В том–то и созидательная роль нынешнего раскрепощения бизнеса, что мы создаем для него понятную и прозрачную среду. В ней даже нелегалы и недобросовестные прежде предприниматели захотят работать честно, быть порядочными и законопослушными, потому что это будет выгоднее и проще прежних «серых» схем.

С.Н.: Хочу заметить, что роль Совета Республики при этом огромная. Он формирует правовое поле в государстве, причем делает это тщательно и системно. В том–то и качество раскрепощения бизнеса, что новый пакет документов дополнительных лазеек не дает. Зато открывает поле для легализации тех предпринимателей, кто пока работает неофициально.

«СБ»: Позитивная роль новых документов понятна. Но жизнь многогранна. Над какими направлениями касательно помощи бизнесу стоит еще подумать?

Анатолий Гольдберг: Здорово, что у нас в стране появляются столь долгожданные документы, предложения в которые вносил и наш союз. Но я хотел бы поговорить о другом. В Указ № 376 («О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». — Ред.) включено множество пунктов, которые нас очень волновали. Это и незаконное вмешательство контролеров в хозяйственную деятельность предпринимателей, и приостановка самой деятельности. Это все правильно. Но многие предприниматели сомневаются, будет ли все это работать на практике?

Ведь что есть сегодня? Есть 488–й указ о лжепредпринимательской деятельности (Указ от 23.10.2012 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». — Ред.). В соответствии с ним, если некая фирма со временем признается лжепредпринимательской структурой, к ответственности привлекают и ее компаньонов. Но на тот момент эта фирма в «черных списках» не значилась! И если со временем она вышла в своей деятельности за рамки закона, она и ответит по закону. Почему же при этом ответственность ложится и на ее партнеров? У нас масса предприятий вынуждены закрывать свой бизнес, уходить из страны в страны Балтии и в Россию — потому что их заставляют платить несоизмеримые штрафы за такую вот «финку».

С.Н.: Просто 488–й указ сегодня порой применяют с избыточным рвением. И дело доводится до абсурда. Скажем, у Николая Васильевича (Мартынова. — Ред.) некая компания купила в те годы ботинки оптом. Через некоторое время она была признана лжепредпринимательской. Но в чем же при этом виноват Николай Васильевич? Если контракт был выполнен, продукция поставлена, оплата за нее получена.

В.П.: В стране создан орган — Межведомственная комиссия по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней.

А.Г.: Не ра–бо–та–ет!

В.П.: Ну как это не работает?! Заседания комиссии проходят дважды в месяц, при этом рассматривается по 30 — 40 заявлений о подобных случаях. И в большинстве, я подчеркиваю, в большинстве случаев после внимательного, тщательного изучения документов следует освобождение от административных взысканий и уплаты пеней. Фирме или индивидуальному предпринимателю необходимо подготовить документы и обратиться в комиссию, которая обязательно их рассмотрит и примет соответствующее решение.

С.Н.: Более того, эту межведомственную комиссию весьма уважают за ее поддержку предпринимательства. В нее обращаются и государственные предприятия, и индивидуальные предприниматели, частные компании. Так вот, к частным в последнее время отношение более лояльное. Поэтому в названных случаях предпринимателю следует сперва обратиться в регистрирующий орган — в данном случае в Мингорисполком. А потом в комиссию. И если ваша компания объективно не имела нарушений, как минимум от пени вы будете освобождены стопроцентно.
А.Г.: Немедленно беру ваш телефон — и в ближайшее время обращусь в комиссию. Новость просто замечательная. Мало того что с этого «круглого стола» я уйду с совершенно другим настроением — я еще и людям, партнерам по клубу бухгалтеров, буду рассказывать об услышанном.

А если в целом по либерализации. Знаете, что меня еще очень порадовало в принятых документах? Сегодня есть масса ИП, которые не работают, а только числятся. Их надо бы ликвидировать как ИП или как юрлицо — но кто–то не согласен с такой перспективой, кто–то давно за пределами страны. Поэтому мы давно просили дать возможность закрытия таких юрлиц, если более 36 месяцев нет движения средств по их счетам. Также Минский столичный союз предпринимателей и работодателей просил ограничить «обратную силу» контролирующих органов пятью последними годами.

«СБ»: А не сыграет ли раскрепощение бизнеса с самим бизнесом злую шутку? Когда многочисленные нелегалы или те, кто сегодня находится в «серой зоне», обострят конкуренцию и усложнят положение уже состоявшихся фирм за счет демпинговых и иных подходов?

Алексей Мурончик: Насколько мне известно, в нашей сфере — проектирования и строительства — преимущественно раскрепощение будет касаться объектов 4–го и 5–го классов сложности. То есть менее ответственных и менее сложных. По остальным классам послабления будут незначительными — лишь со стороны санитарной службы и пожарного надзора. Но конкуренции мы не боимся, наоборот, выступаем за, ведь конкуренция ведет к необходимости постоянного роста и улучшения качества услуг, а это всем на руку.

Другое дело, что в то время, когда мы начинали, еще не было ни аттестаций, ни лицензий. А к моменту аттестации у нашей фирмы уже были серьезные наработки и большой опыт. В настоящее время молодым предпринимателям попасть в сферу проектирования, строительства практически невозможно — очень много предъявляется требований к ним.

Еще один серьезный плюс раскрепощения бизнеса в нашей области — возможность легального открытия организаций, молодым и амбициозным будет проще начинать свое дело. Это важно, ведь существуют заказы, которые крупные организации выполняют крайне неохотно, а то и вовсе отказываются от них. Новые организации и предприниматели как раз и смогут закрыть этот объем работ.

С.Н.: Хочу поддержать коллегу — строительная отрасль сегодня действительно весьма зарегулирована. Конечно, это продиктовано вопросами безопасности. Но упомянутые 4–й и 5–й уровни ответственности — это, по сути, деревенские сараи и другие одноэтажные здания. А вот для более серьезных проектов уже надо иметь как минимум 20 человек в штате, уставный фонд от 300 тыс. рублей. Для начинающей фирмы это просто нереально. Но ведь сколько есть дополнительных работ даже в больших зданиях! Вентиляция, электрика — всем этим крупные компании не хотят заниматься, для них это мелочь. А малый бизнес заниматься этим готов и хочет — но не может в силу повышенных требований. В результате такого совершенно ненормального подхода строительная отрасль здорово отстает в своем развитии. Мне кажется, малым предприятиям надо дать больше свободы в проектировании и строительстве.