Рынок микрофинансирования в России возник относительно недавно, только в 2010 году. Но за это короткое время успел набрать больших оборотов и составить достойную конкуренцию банкам. Несмотря на то, что процентные ставки здесь достаточно большие, российские граждане по определенным причинам все чаще отдают предпочтение именно МФО. В этой статье мы расскажем, как выглядит среднестатистический заемщик микрофинансовой организации и на какие цели оформляет кредиты.
Спрос на займы с каждым годом растет. Только за последний год количество клиентов микрофинансовых организаций увеличилось почти в два раза, и на данный момент составляет больше 8,5 млн. человек. По итогам прошлого года суммарный объем предоставленных микрофинансовыми организациями займов населению составил 164,7 млрд. рублей.
Такая популярность МФО по большому счету связана с возможностью оформления займов онлайн и простотой процедуры. А также, росту числа клиентов МФО послужило появление сервисов, которые позволяют быстро сравнить и выбрать наиболее подходящие для конкретного заемщика условия кредитования и соответствующую компанию. Один из таких сервисов – Loando.ru, где представлено около 40 МФК (компаний которые имеют законное право предоставлять займы онлайн).
Типичные заемщики – это чаще всего жители больших городов, заработная плата которых не превышает 33 000 рублей. Образование, в основном – среднее специальное, но приблизительно 20 % от общего числа заемщиков – люди, имеющие высшее образование. Многие из них работают в бюджетной и производственной сферах, в розничной торговле.
Возраст среднестатистического заемщика МФО составляет 25-39 лет. В эту возрастную категорию входит больше половины клиентов. При том, что процент заемщиков-мужчин и заемщиков-женщин практически одинаковый, разница составляет только 6 % в пользу первых. То есть, количество займов, оформленных мужчинами равно 53 %, а женщинами 47%.
По данным проведенных опросов выяснилось на какие цели чаще всего россияне берут срочные займы. Первое место в этом списке занимает оформление займов на неотложные нужды: например, покупка лекарств, оплата лечения, покупка продуктов, ремонт бытовой техники и т.д. На втором месте – займы на погашение других долгов. Их как правило оформляют клиенты для внесения ежемесячной оплаты по банковским кредитам, чтобы избежать просрочки и начисления штрафов со стороны банков.
Также, россияне обращаются в МФО с целью получить кредитные средства на отпуск, ремонт квартиры либо автомобиля, или на покупку бытовой и компьютерной техники. Немного меньшее количество оформленных займов составляют капиталы на открытие или продвижение бизнеса. И практически никогда заемщики не оформляют в финорганизациях кредиты на покупку жилья или авто, поскольку их погашение обошлось бы в несколько раз дороже первоначальной суммы.
Но вскоре все может измениться, так как государство начинает все жестче контролировать рынок займов, и процентные ставки уменьшатся в несколько раз. Уже в этом году платежи по займам обойдутся дешевле. В начале этого года принят и введен в действие законопроект, который запрещает взимать с заемщиков плату, превышающую размер основной суммы в три раза. А к 2020 году планируется ввести ограничения на процентные ставки до 150 % годовых.
Несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, которое приводит к тому, что россияне все чаще вынуждены прибегать к микрофинансовым и банковским учреждением за кредитами, это не приводит к росту просрочек и задолженностей по займам. По данным бюро кредитных историй, отмечается, что все больше заемщиков начинают погашать займы досрочно.
Некоторые финансовые эксперты считают, что на улучшение платежеспособности заемщиков существенно повлияло снижение ставок по кредитам. Но также, не отрицают положительного влияния повышения финансовой грамотности населения. Ведь люди начали лучше понимать, что платить по кредитам в любом случае придется. А чем быстрее они это сделают, тем больше им удастся сэкономить.