Кто должен платить за обучение сотрудника?

Организация дополнительного обучения и повышения квалификации сотрудников - задача работодателя или самих сотрудников?

В бизнесе каждый отстаивает свои интересы и делает то, что считает для себя важным. Большинство работодателей в той или иной форме, разными методами и с разной интенсивностью обучают своих сотрудников. Основная цель – повысить эффективность работы компании, улучшить качество бизнес-процессов. Чаще всего работодатели обучают своих сотрудников по следующим направлениям: работа с оборудованием и программным обеспечением, новые технологии, развитие профессиональных навыков, получение специализированных знаний.

Оборудование. Если компания проводит модернизацию оборудования на производстве, она в обязательном порядке обучает своих рабочих правилам и технике использования этого оборудования. А инженеров еще отправит к производителю для прохождения специального курса по наладке и ремонту этого же оборудования. И сертификаты потом у всех проверят, и внутренний экзамен проведут. Дешевле и разумнее качественно подготовить персонал к работе на новом оборудовании, чем потом бесконечно его ремонтировать.

Программное обеспечение. Предположим, компания внедряет управленческую систему, например SAP или Navision. Это означает, что все сотрудники, которым предстоит взаимодействовать с этой системой, также будут обучены и не раз протестированы. Без этого новый софт просто невозможно внедрить. Если компания заинтересована в скорейшем переходе на новую систему, она будет прикладывать все силы к тому, чтобы обучение проходило интенсивно и было качественно организовано.

Технологии. В случае если ресторанная сеть обновляет свое меню, то, скорее всего, проведет для своих поваров обучение по технологии изготовления новых блюд. Массовое корпоративное обучение позволит людям в короткие сроки освоить новую технологию и требования к приготовлению блюд. Компания это делает для поддержания единого корпоративного стандарта и гарантированного качества продукции во всех ресторанах сети.

Навыки. Работодатели часто проводят обучение по развитию у сотрудников определенных навыков. Из всех существующих учебных курсов самыми популярными считаются темы по продажам, презентациям, переговорам и деловым коммуникациям. Это классический набор нематериальных инструментов любого коммерсанта: от торгового представителя до коммерческого директора. Чем значительнее должность сотрудника, чем больше у него обязанностей и полномочий, тем выше должен быть уровень владения этими базовыми коммерческими навыками.

Специальные знания. В нашем законодательстве постоянно что-то меняется: принимаются новые законы, поправки или положения. Изменяются формы отчетности юридических лиц и система налогообложения. Как об этом узнать подробнее, как применять, как организовать документооборот в соответствии с новыми требованиями? Правильнее и проще всего отправить на семинар по данной теме одного из сотрудников компании: бухгалтера, финансиста, юриста. Он принесет «священный огонь знаний» в компанию, и это будет экономичным и эффективным способом получения информации.

Работодатели строят свои планы по обучению исходя из целей и бизнес-задач компании. Если это совпадает с жизненными планами и целями сотрудников, результат такого обучения может быть очень хороший. Например, если менеджер по продажам всерьез думает о карьерном росте, а компания готова инвестировать в его обучение навыкам переговоров, то эффективность обучения, скорее всего, будет очень высокой.

Но цели компании и сотрудников могут и не совпасть. Нередки ситуации, когда целые коллективы сопротивляются и негодуют по поводу обучения новому ПО: «Зачем нас переводят на SAP? Кому это нужно? Чем был плох старый добрый 1С? Почему мы должны тратить время, нервы и силы на переподготовку?» Такое сопротивление может усиливаться в случае, если знания не являются универсальными и нигде за пределами компании не могут быть использованы.

Если сотрудник считает, что для развития его карьеры или для повышения рыночной стоимости нужны дополнительные знания и навыки, но с целями работодателя это не совпадает, то находить ресурсы для получения этих «продвигающих» знаний сотрудник должен самостоятельно.

Так, всем известно, что знание иностранного, предпочтительно английского, языка повышает рыночную стоимость специалиста на 15-20%. А знание двух иностранных языков может эту стоимость удвоить. Например, средняя заработная плата менеджера по закупкам составляет 60-70 тысяч рублей. Менеджер по закупкам и ВЭД со знанием английского может претендовать на зарплату от 70-80 тысяч, а рыночная стоимость специалиста с аналогичным функционалом и со знанием не только английского, но и китайский языка составляет 100-120 тысяч рублей.

В целом, затраты на образование, повышение квалификации, получение новых навыков можно считать инвестициями в свое собственное будущее. И подходить к планированию этих вложений так же серьезно, как к приобретению недвижимости или ценных бумаг.

Автор: Наталья Сторожева, преподаватель Русской Школы Управления, бизнес-консультант, владелец Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»