Смотрите, кто пришёл! Мировой кризис и введение санкций повлияли на потребительское поведение

Импортозамещение стало главным трендом для российской экономики последних двух лет, что не могло не сказаться на рынке элитной недвижимости. Об изменениях, которые коснулись как потребительского поведения, так и самого портрета покупателя дорогого сегмента жилья, Квадруму рассказала Мария Котова, управляющий партнёр агентства элитной недвижимости Blackwood.

Покупателей элитного жилья можно разделить на две группы: клиентов-инвесторов и людей, приобретающих квартиры для себя. Первые приобретают недвижимость, рассчитывая впоследствии её продать, сыграв на разнице в цене. Вторые подыскивают жильё, исходя из своих предпочтений и ценностей. Именно их число возросло за счёт молодых холостяков, капитал которых сформировался в период кризиса. Ещё одна часть людей, хранившая свои сбережения в долларах, благодаря кризису получила возможность приобрести квартиру большего метража, в лучшей локации и выше классом, используя свой докризисный бюджет.

В последние два года претерпели изменения и предпочтения покупателей. Прежде всего, состоятельные клиенты стали больше времени тратить на принятие решения о покупке, тщательнее относиться к выбору жилья, взвешивая все его достоинства и недостатки в сравнении с альтернативными предложениями. В частности, ключевыми категориями, которыми они оперируют, — бюджет покупки и количество комнат. На бюджет покупки оказывает влияние не только стоимость 1 м2 жилья, но и площадь квартиры. Потенциальные покупатели акцентируют внимание на структуре площадей, эффективность и функциональность планировок, отсутствие лишних квадратных метров в виде коридоров, избыточных гардеробных и огромных санузлов. Действительно, какой смысл переплачивать за мёртвые, неиспользуемые зоны! Пожалуй, рост требований к функциональности помещений — это новая тенденция в поведении покупателей на кризисном рынке.

Перечислю и некоторые другие критерии, которые играют существенную роль при выборе дорогой жилой недвижимости: площади спален и кухни; высота потолков не должна быть ниже 3 м; ориентация окон многокомнатных квартир на 2 – 3 стороны; оптимальное количество окон во всех помещениях и возможность создания грамотной планировки квартиры; обеспеченность необходимым числом санузлов и гардеробных (желательны санузлы при спальнях плюс гостевой); наличие балконов/лоджий, но не слишком больших по площади; отсутствие нефункциональных зон, длинных коридоров, острых углов и проч.

Наиболее популярными по площади лотами, согласно структуре сделок в элитном сегменте, являются квартиры и апартаменты площадью 101 – 150 м2 (41% сделок). На втором месте — жильё площадью 50 – 100 м2 (33% сделок). Наиболее популярным в дорогом сегменте стал бюджет покупки в размере 50 – 100 млн рублей, доля которого составила 44% сделок. На втором месте покупки до 50 млн рублей — 28%. Напомню, что примерно десять лет назад при выборе элитного жилья около половины потенциальных покупателей ориентировались на бюджет от 1 до 3 млн долларов. К настоящему времени ценовые предпочтения в этом сегменте упали в 2 раза. Кроме того, за этот период клиенты стали рациональнее и при выборе площади жилья. В 2008 году, например, наиболее популярным метражом был диапазон 150 – 200 м2. Сейчас этот показатель снизился минимум на 40%.

Ещё одной заметной тенденцией в поведении покупателей стало смещение основного объёма спроса в премиум-класс, в котором сосредоточены не клубные проекты, а целые кварталы элитного жилья. Сегмент отличается менее строгими требованиями к ряду параметров (площади квартир, количеству квартир, высоте потолков и пр.). На рынке реализуется несколько таких знаковых объектов: «Садовые кварталы», «Полянка/44», «Воробьёв дом» и другие. Примечательно, что 10 лет назад район Хамовники только набирал свою популярность. В том же 2008 году его доля в структуре спроса не превышала 15%, а лидерство по популярности делили между собой такие районы как Тверской и Пресненский. Сейчас около 40% всех сделок приходится именно на Хамовники.

Ценность экологичного образа жизни, значимость культуры и ответственного подхода к планированию своей жизни у людей заметно возрастает. Драйвером этих трансформаций становятся молодые, успешные люди. Смею утверждать, что среди приобретателей жилой недвижимости высокого класса уверенно сформировалась прослойка клиентов, которые своевременно спрогнозировали изменения в экономике и увеличили свои доходы. В основном, это представители отраслей, ставших новыми драйверами роста: сельское хозяйство и продовольствие, химическая промышленность и внутренний туризм, но главным образом IT-индустрия и её наиболее прорывные направления Big Data и Machine Learning. Часто это клиенты не из Москвы, а представители регионов, руководители удачных стартапов. Характерно, что именно в кризис эти новаторы по духу стали в определённой мере предопределять ключевые тенденции р