Сейчас на первый план вышли такие драйверы как бюджет покупки и транспортная доступность. А со временем и долгосрочная аренда может заменить ипотечные кредиты.
Главная проблема современных застройщиков и девелоперов на российском рынке недвижимости — это успешные продажи уже построенного жилья. Так как предложение сейчас превышает спрос, то игроки рынка вынуждены вести нешуточную борьбу за покупателя. И в этой борьбе побеждает тот, кто может предложить потенциальному покупателю проект, который имеет определенные преимущества перед конкурентами.
Появился даже специальный термин — квартирография. Именно на него ориентируются застройщики и девелоперы, которые быстро продать на рынке новый проект. Более того, квартирография позволяет существенно увеличить темпы продаж жилья.
Конечно, и продавцов, и покупателей интересует ответ на вопрос — а какие, собственно, квартиры востребованы сейчас на российском рынке недвижимости. Об этом эксперты и поговорили на мероприятии "Девелоперская среда".
Как утверждает коммерческий директор ОАО “Главстрой Девелопмент” Дмитрий Земсков, согласно последние исследования столичного рынка показали, что 44 процента покупателей приобретают однокомнатные квартиры. Двухкомнатными квартирами интересуются 36 процентов покупателей, а вот на трешках останавливают свой выбор 18 процентов.
И в этом нет ничего удивительного — ведь у потенциального покупателя скорее найдутся свободные деньги на относительно недорогую однушку, нежели на просторную, но дорогую трехкомнатную квартиру.
“Что касается среднего метража квартир в столичных новостройках, то за последние три года он уменьшился. Так, в 2015 году средний метраж покупаемой квартиры составлял 65 квадратных метров, а в 2016 году эта цифра равнялась 63 квадратам. В этом году показатели еще немного снизились, и теперь средний метраж покупаемой квартиры составляет 59 квадратных метров. Есть еще одно интересное наблюдение — на подмосковном рынке жилья нет четырехкомнатных квартир. Но, несмотря на тягу покупателей к небольшим квартирам, бесконечно метраж снижаться не может. Ведь покупателям нужен элементарный комфорт”, — говорит Дмитрий Земсков.
Как уже было сказано выше, удачные планировочные решения позволяют лучше и быстрее продавать уже построенное жилье. Как говорит коммерческий директор “Сити-XXI век” Виталий Разуваев, раньше количество планировочных решений для всех квартир было весьма ограниченным. Но отечественный рынок жилья эволюционирует, застройщики теперь учитывают интересы и пожелания покупателей. На них просто нельзя не обращать внимания.
“У современного российского рынка жилья есть два основных драйвера — это бюджет покупки и транспортная доступность. Но некоторые застройщики пошли еще дальше и привлекают к реализации проектов архитекторов и дизайнеров. Ведь после бюджета и транспортной доступности многих покупателей интересует внешний вид новостройки. Также надо отметить, что планировочные решения — тоже мощный фактор в борьбе за покупателя. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и большое количество планировочных решений — это большой плюс при реализации того или иного проекта на рынке”, — считает Виталий Разуваев.
В последние годы на российском рынке появилось одно новое и весьма заметное явление. Речь идет об аренде жилья не у частных лиц, а в домах, где есть своя управляющая компания, а платане такая уж и высокая. Более того, считается, что именно арендные дома в будущем будут заменять многим свои собственные квартиры. Ведь, по мнению некоторых экспертов, значительно проще и безопаснее всю жизнь снимать жилье, чем платить 15-20 лет ипотечный кредит.
Впрочем, в настоящее время мнения экспертов о будущем российского арендного жилья несколько расходятся. Например, глава представительства Rossmils в России Алексей Могила утверждает, что Москва, как наиболее крупный рынок жилья в нашей стране, движется сугубо в европейском направлении. Это, по словам эксперта, и уменьшение площадей квартир, и “уход” от собственного жилья к арендному.
“Начнем с того, что аренда жилья более доступна, чем покупка собственной квартиры с помощью ипотеки. Многие молодые люди предпочитают жить в центре города — недалеко от мест учебы и работы”, — говорит эксперт.
Есть еще один важный момент. Как утверждает Алексей Могила, арендная квартира должна предоставлять множество дополнительных услуг — от прачечной до доставки продуктов и вывоза мусора.
Но руководитель направления исследований в сфере строительства и недвижимости НАФИ Светлана Подчалина не согласна с подобными прогнозами. Она утверждает, что арендаторы в ближайшие годы все равно будут выбирать не специальные арендные дома, а квартиры частных арендодателей. Таков менталитет наших людей, и с этим ничего не поделаешь. То же самое можно сказать и о постоянной жизни в арендованной квартире — в России по-настоящему ценят только то жилье, которое находится в собственности.
“Хотя многие молодые люди понимают, что именно аренда жилья имеет множество плюсов. Если поменял работу и на новое место службы надо добираться через полгорода, гораздо проще арендовать новую квартиру. Да и при снижении уровня материального благополучия, значительно проще переехать в более дешевое жилье, чем платить неподъемные суммы по ипотечному кредиту”, — говорит эксперт.
В общем, на отечественном рынке недвижимости действительно много новых и весьма интересных тенденций. Ясно лишь одно — современные покупатели больше тяготеют к первичному рынку жилья и не очень жалуют долгосрочную аренду недвижимости.