Бывает, ходишь на работу, выполняешь свои обязанности, а потом – раз, и лень навалилась. Откуда она может взяться? Почему любимое дело вдруг превращается в обузу? А может, лень - это врождённое? Rjob – о лени на рабочем месте, причинах и способах борьбы с ней.
«Лень – отсутствие желания действовать, работать» - подсказывает нам толковый словарь. Если прочитать эту фразу внимательно, становится понятно, что в своём бездействии нельзя обвинять лень, которая навалилась. Ключевым словом здесь будет желание, которое вдруг пропало. А исчезнуть оно может по множеству причин.
Чтобы подобрать правильное «лечение», то есть найти способы борьбы с ленью, нужно сначала разобраться в причинах её возникновения. Почему вдруг становится лениво делать то, что вы обязаны выполнять согласно трудовому договору?
Почему работать лень? Причина 1. Физическое состояние
Не выспались, приболели, устали, ногу натёрли, штаны неудобные. Любой момент, который приносит дискомфорт вашему телу, может отразиться на желании что-то делать. Тело-то сигнализирует совсем о другом! Поспи, переобуйся, посмотри книгу или почитай кино – командует оно. Организму плевать на список обязанностей, записанных в ежедневнике. Ему хочется комфорта, и одним из способов донести это желание до владельца (т.е. до вас) может стать лень.
Прислушайтесь к себе, посмотрите, всё ли у вас в порядке: сидите удобно, свет падает слева, кондиционер в уши не дует? Если вам полностью комфортно и ничего не беспокоит, можно переходить к следующим вариантам.
Причина 2. Неверное восприятие своих рабочих обязанностей, зоны ответственности
Первые недели (месяцы у особо стойких) после выхода на новое место обычно активность и желание делать что-то зашкаливают. Но со временем наступает озарение: чем больше стараешься и успеваешь, тем длиннее становится список твоих обязанностей. А потом появляются мысли «А не обнаглели ли они?». Под «ними» подразумевается злое начальство, эксплуатирующее несчастных работников.
- Я это делать не обязан!
- На такое не подписывался!
- Пусть сами попробуют тянуть по три проекта за месяц, тогда посмотрим, сколько станут требовать с нас!
Подобные мысли постепенно вытесняют из памяти список обязанностей и обязательств. И тогда логичная схема «сотрудник выполняет определённые функции и за это получает определённую сумму» замещается позицией «я бедный несчастный зайка, от меня все чего-то хотят!».
И если некоторое время ругать начальство и жалеть себя бедняжечку, то вполне логично, что через это некоторое время осознание необходимости работать попросту исчезнет. А раз не понимаешь, зачем каждый день приходишь в это помещение на 8 часов, то соответственно, приходить сюда и что-то делать становится лень.
Вы точно помните, за что получаете зарплату? Выполняете все обещания, которые щедро озвучивали на собеседовании? А что написано в вашем трудовом договоре? Человек, который не понимает или не помнит, зачем он ходит на работу, - лакомая мишень для лени. Чтобы она на вас не навалилась, стоит время от времени освежать в памяти список своих обязанностей.
Причина 3. Рутина
Однообразие может утомить даже пчёлку, жизнь которой пролегает между ульем и цветами. Рано или поздно захочется заглянуть на соседнее поле и оценить местные цветы. Или просто поваляться на койкоместе в улье.
Светлана Петровичева управляющий партнер кадрового центра «21 век»
При выполнении рутинной работы сотрудник начинает лениться вовсе не потому, что ему не нравится работа, а из-за отсутствия контроля и нежелании выходить из зоны комфорта. Самым результативным методом борьбы с ленью на рабочем месте может стать, как ни странно, выведение кандидата из зоны комфорта: например, постановка задачи с чёткими дедлайнами, введение отчётности, создание ситуации срочности. Опытные менеджеры активно используют такие приемы, чтобы привести сотрудников в чувство.
В некоторых компаниях для позитивного настроя проводятся утренние зарядки. Формирование корпоративных ценностей - ещё одна эффективная методика борьбы с ленью.
Причина 4. Снижение мотивации
Всем зарплату повысили, а вам – как-нибудь в другой раз. Последние полгода обещают поручить подготовить презентацию, но до сих пор разрешают только кофе по чашкам разливать. На сотой чашке вы заскучаете, в тысячную захочется плюнуть, а к миллионной – остаться дома. Самомотивирование – непростой процесс, который даже целеустремлённым карьеристам не всегда по силам.
Ильгиз Валинуров рекрутер, автор книг по поиску персонала и построению карьеры, основатель «Академии рекрутинга»
Лень работать бывает от ощущения бессмысленности своей работы. А смыслы создаёт или компания (корпоративные ценности) или непосредственный руководитель. Или сам сотрудник для себя.
Работник, который имеет карьерные цели, не будет лениться по определению. Он понимает, что он делает и ради чего. Если корпоративная культура это не поддерживает, то он найдет другого работодателя. И правильно сделает!
Если вы поняли, что начали лениться, то больше общайтесь со своим непосредственным руководителем. Скорее всего, он сможет вас вдохновить на новые подвиги и результаты. Если нет, то стоит поискать более сильного работодателя. Для взрослого человека нет смысла бездельничать на работе.
Чаще происходит другое - сотрудник непродуктивно тратит свое рабочее время и не успевает выполнить поставленные задачи. В этом случае стоит понять его реальную мотивацию и предложить деятельность, которая будет иметь ценность для него.
Также стоит учитывать, что на рабочем месте много отвлекающих факторов: другие сотрудники, звонки, социальные сети. Повышение продуктивности – это навык концентрации на приоритетной задаче, и его можно и нужно развивать!
Кстати, ленью сотрудников некоторые руководители оправдывают свою некомпетентность в управлении персоналом и отсутствие базовых знаний в менеджменте.
Причина 5. Приближающийся отпуск
Какая может быть работа, если вы мысленно примеряете новый купальник или мечтаете о том, как эти купальники будете разглядывать на других?! Ну и что, что до отъезда еще больше недели, вы уже – там, отдыхаете и развлекаетесь.
Единственный вариант прогнать предотпускную лень – постоянно помнить о том, что отпускные могут стать последней выплатой в этой компании. Если хотите получать зарплату и дальше, отложите мысли об отдыхе на внерабочее время.
Лень или усталость? Валентина Игнатьева ведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica
Ленивых людей нужно отсеивать еще на этапе подбора, поскольку лень – скорее врожденное, чем приобретенное качество, и искоренить его невозможно. Ленивые люди не хотят ничего делать, выполняют свои функции спустя рукава, не решают задачи в установленный срок – как следствие, от этого сильно страдает качество работы.
Чаще приходится сталкиваться не с ленью, а со снижением работоспособности, но это совершенно нормально. Человек не может всегда работать со стопроцентной отдачей, он быстро выгорит, и это будет похоже на забег на короткую дистанцию. Вполне естественно, что работоспособность сотрудника скачет вверх-вниз, разница лишь в том, что у кого-то дольше длится период подъема, а кто-то сильнее задерживается в фазе падения. Не следует наказывать людей, у которых снизилась работоспособность. Лучше поговорить и выяснить, почему произошел спад. Возможно, у сотрудника давно не было отпуска или ему требуется помощь. Не исключено, что человеку не интересен проект, на котором он работает, и его стоит подключить к другой задаче, чтобы он загорелся.