Протащить любой ценой! Минстрой не оставляет попыток введения компенсационного фонда долевого строительства

Минстрой не оставляет попыток ввести компенсационный фонд долевого строительства, хотя проект вызвал шквал возмущений со стороны экспертов и представителей бизнеса. После того, как попытка провести новую схему в виде поправок к закону, принятому в первом чтении, минуя ОРВ, провалилась, на обсуждение был выдвинут отдельный законопроект, который так же предлагает аналогичную схему создания компенсационного фонда. Срок обсуждения этого законопроекта был неожиданно сокращен, при этом никаких уведомлений об этом не было.

После того, как предложенные Министерством строительства и ЖКХ поправки, регламентирующие создание компенсационного фонда для участников долевого строительства, провалились, министерство продублировало инициативу, выдвинув отдельный законопроект. 29 декабря 2016 года на процедуру оценки регулирующего воздействия был направлен законопроект – «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором так же прописывается механизм создания компенсационного фонда без каких-либо изменений. Учитывая большое количество новшеств и ограничений, которые вводятся законом, ему была присвоена высокая степень регулирующего воздействия, в том числе и для оценки коррупционных рисков, поэтому срок окончания процедуры был назначен на 13 марта 2017 года. Но уже 11 января тот же проект закона о публично-правовой компании отправляется на ОРВ с принудительно-низким уровнем оценки – который занимает всего 15 дней.

Напомним, что предложенная модель создания дополнительного компенсационного фонда вызвала неоднозначную реакцию на строительном рынке. Предложенный механизм выглядит следующим образом: фонд формируется из отчислений застройщиков, которые занимаются долевым строительством. Из средств фонда будет финансироваться достройка проблемных объектов в случае банкротства застройщика. Идея создания дополнительного механизма, обеспечивающего безопасность дольщиков вызвала повышенный интерес участников строительного рынка. Главные опасения девелоперов и застройщиков были связаны с тем, что подобный фонд станет монопольным регулятором на рынке долевого строительства, поскольку членство в нем обязательно для всех желающих вести строительство по ФЗ-214.

В структуре фонда не предусмотрены экспертные ресурсы, не проработаны принципы селекции застройщиков. Как следствие, высоки коррупционные риски в работе фонда, поскольку очевидно, что все прерогативы отбора застройщиков лягут на плечи региональных Минстроев. Таким образом, встал вопрос, как будет регулироваться допуск застройщиков до участия в рынке долевого строительства. На сегодняшний день банки и страховые компании имеют возможность не заключать договоры со строительными компаниями, которые кажутся им неблагонадежными, чтобы избежать рисков банкротства застройщиков и повторения истории СУ-155. Видимо по такому же принципу будет формироваться фонд. Только это будет право разрешать или не разрешать строительство, монополизированное не государственной, а, по сути, частной структурой. Логично, что это обстоятельство вызвало опасение, что Минстрой сможет через подконтрольные организации полностью контролировать рынок.

Минстрой с самого начал знал о возможной негативной реакции на создание фонда, тем более получив полный комплект отрицательных отзывов, поэтому к своему закону решил не привлекать лишнего внимания. В 2016 году проект пытались внести в виде поправок к другому закону, но при этом на ОРВ был представлен подложный текст. У думцев, которые должны были рассматривать данный законопроект в таком формате, эти действия вызвали непонимание, и через ГосДуму законопроект не прошел.

В начале 2017 года ситуация начала повторяться. Вопреки требованиям закона и правил ОРВ, закон был дважды внесен - сначала 29 декабря: по нормальной процедуре, предполагающей публичное обсуждение в срок 45 рабочих дней. А потом 11 января - по ускоренной процедуре, без уведомления отрасли, так, чтобы закон можно было протащить, поставив всех уже перед свершившимся фактом.

Причины по которым все происходит в таком режиме отражены в экспертизе «Деловой России», размещенной на сайте ОРВ. Публично-правовая компания согласно тексту законопроекта, является единственно возможным «конкурсным управляющим» по банкротствам застройщиков, привлекающих средства граждан. Однако такое решение необоснованно создает привилегированное положение для окологосударственной организации. Законопроект позволяет публично-правовой компании единолично принимать решения о начале процедуры банкротства застройщиков и вводить внешнее управление по ускоренной схеме. В СМИ данная ситуация ранее описывалась как попытка создания системы узаконенного рейдерства со стороны государства.

Опрошенные редакцией представители федеральных ведомств на условиях анонимности сообщили, что действия, предпринятые их коллегами, не имеют прецедента в новейшей истории.

Введение новых правил игры на рынке долевого строительства — сложный процесс, требующий кропотливой и системной работы. Попытки Минстроя реализовать непроработанные законодательные инициативы угрожают функционированию целой отрасли экономики и затрагивают миллионы людей в преддверии нового электорального цикла 2018 года.

Возможно это связано с отсутствием понимания, как правильным образом выполнить майские поручения Президента по совершенствованию системы защиты «дольщиков». Здесь помогло бы обращение к опыту участников рынка, но ведомство упорно игнорирует мнения экспертов, выстраивая монопольный механизм.