Концепция «двор без машин» становится популярной среди застройщиков, поскольку продуманная логистика внутри жилого комплекса становится хорошим конкурентным преимуществом, считает генеральный директор компании «МИЭЛЬ-новостройки» Наталья Шаталина. Реклама этого преимущества — хороший ход, считает эксперт:
— Для девелопера использование такой концепции — это удачный маркетинговый ход, который повышает интерес со стороны покупателей. Концепция «двор без машин» добавляет статусности жилому комплексу, так как двор выглядит более ухоженным и эстетичным. К тому же виден некий ландшафтный дизайн, если он присутствует, а не только припаркованные машины. В случае реализации концепции «двор без машин» проезд специального транспорта на территорию жилых комплексов осуществляется беспрепятственно, также для них могут быть оборудованы специальные парковочные места, поэтому в этом случае никаких трудностей не возникает. Вокруг жилых комплексов есть подъезды, которые позволяют высадить пассажира непосредственно перед жилым комплексом. Плюс во многих жилых комплексах из подземного паркинга имеется прямой доступ в само здание.
Проекты, которые реализует наша компания и где реализуется концепция «двор без машин», — это жилые комплексы «Солнечная система», «Видный город», «Пятницкие кварталы», — добавляет Шатилина.
Улучшенная экология и повышение уровня комфорта в новых домах
Главные преимущества концепции «двор без машин» — в безопасности, более высоком уровне комфорта, экологии, а также в удобной организации придомового пространства, считает руководитель департамента новостроек компании «НДВ-Недвижимость» Татьяна Подкидышева:
— Пространство, которое ранее могли занимать автомобили, отводится под пешеходные дорожки, зоны рекреации с зелеными насаждениями, площадки для спорта и подвижных игр. Применение концепции «дворов без машин» зависит от формата проекта, однако условия высокой конкуренции на рынке явно способствуют распространению этой «фишки» в реализуемых комплексах. Покупатели стали более строго относиться к выбору недвижимости, поэтому застройщики вынуждены внимательнее подходить к наполнению своих проектов. Это проявляется не только в архитектуре зданий и оформлении входных групп, но и благоустройстве территорий. Застройщики улучшают концепцию общественных зон, уделяя внимание жизни и возможностям времяпровождения в своих проектах.
Минусы концепции
Однако у концепции «двор без машин» есть и минусы. Постепенно уходят от нее в продвинутой Европе, например. В Лондоне запрещено строить дома с паркингами, так как это стимулирует владельцев квартир покупать машины, что плохо сказывается на дорожной ситуации в городе: во всем известной высотке Нормана Фостера всего десять парковочных мест, недавно рассказывал в интервью директор и акционер группы ПИК Сергей Гордеев.
Рустам Арсланов считает, что минусом для развития концепции является в большинстве случаев отсутствие земли под наземный паркинг. Ведь далеко не все застройщики готовы пожертвовать землей ради паркинга.
Недостатком для покупателя является и цена на машино-место. Если рассматривать экономичные варианты, то там большинство жильцов экономят на парковки, а машины бросают стихийно. Чаще всего о реальном воплощении концепции можно говорить лишь в комплексах сегментов «комфорт плюс», «бизнес» и «премиум». Наталья Шаталина рассказывает:
— Основными минусами является необходимость покупать машино-место. В Москве в комфорт-классе стоимость машиноместа начинается от 1,2 млн рублей, в Московской области — от 700 тыс. рублей. Многие покупатели, особенно в Московской области, предпочитают «бросить» машину в соседних дворах, но не приобретать машиноместо. В том случае, если есть не только подземный паркинг, но и наземный, то скорее всего, от наземного нужно какое-то время идти до дома. В таком случае покупка машиноместа в наземном паркинге — вариант более бюджетный, но менее удобный.
Концепция «двор без машин» успешно может быть реализована застройщиками в том случае, если затраты на возведение паркинга не ухудшают общую экономику проекта. Подземный паркинг означает большие затраты со стороны застройщика, к тому же места обычно долгое время остаются нераспроданными, на них довольно низкий спрос. В некоторых проектах бизнес-класса машиноместо продается сразу же вместе с квартирой. Использование концепции «двор без машин» оправдано в сегменте «комфорт плюс» и «бизнес», — подытоживает эксперт.