2022-08-29
Церковная утварь, иконы и многое другое никогда не производились массово, на заводах. Это была прерогатива больших мастерских, в которых храмовые перегородки выполнялись конкретно под храм вручную. Почти так же это происходит и сейчас и лишь небольшая часть работы автоматизирована.
Мы сейчас говорим, конечно же, не о печатных иконах (хотя и это делается не в простой, а принадлежащей русской православной церкви типографии и она одна на всю Россию) и не о грубых китайских штампованных изделиях, в которых часто даже кисточки не моются.
Мы о тех вещах, в которых живет душа, а это всегда ручная работа. Место рождения чуда – мастерская иконостасов.
Современные мастерские – это огромные производства. Часть работ, например изготовление резьбы, автоматизировано. Но это не плохо. Работа стала и легче и сложнее. Резьба стала затейливее, ведь станок сделает за несколько часов то, на что у человека могло уйти несколько дней!
Но многие виды работ по-прежнему выполняют человеческие руки. Мы сейчас говорим, конечно же, об иконах.
По преданию, первая икона, которая была написана – это лик Богородицы авторства апостола Луки иконописца. Он написал ее на досках стола из дома, где жила Дева Мария.
И с тех пор иконы ручной работы пишутся на досках. Но вообще святыни бывают не только в живописном исполнении. Это может быть так же:
Но в иконостас идет рисованные (в крайнем случае напечатанные) иконы.
Заготовка для иконы – доска – сначала хорошо высушивается. В ней часто можно увидеть специальное углубление – ковчег. Он выполняет ка декоративную, так и практическую функцию – не дает доске выгибаться.
После сушки доска отправляется в цех левкаса. Ведь прямо на дерево изображение наносить нельзя – оно трескается. В цехе левкаса поверхность покрывают двадцатью пятью слоями различных составов. Через копировальную бумагу наносится изображение.
И только после этого она поступает к художникам.
Здесь внутри так же есть своя специализация. Художники делятся на тех, кто пишет лица людей и животных – их называют личниками и тех, кто пишет фон, здания, детали интерьера – это доличники. Сначала пишутся детали и только потом лица.
Готовая икона хорошо высушивается и покрывается лаком. И только при строгом соблюдении технологий, которым не один век, автор может быть уверен в том, что святыня будет служить не одно десятилетие.