Налог на дарение можно обойти

При получении любого крупного подарка (будь то квартира, машино-место или кладовка) придется заплатить налог на дарение, предупреждают эксперты. А это дополнительные траты, которые лягут на плечи самого покупателя.

Согласно Налоговому кодексу, при принятии подарка в виде объекта недвижимости или транспорта необходимо подать в налоговую службу декларацию по форме 3-НДФЛ и заплатить 13% от его стоимости, говорит Мария Литинецкая из «Метриум Групп». Учитывая среднюю цену, например, машино-места (порядка 1 млн руб.), налог составит 130 тыс. руб. Для покупателя жилья массового сегмента – это большие и нежелательные расходы.

Помимо налога на дарение, который выплачивается однократно, счастливчику придется заплатить имущественный налог, который для кладовой или машино-места составляет не более 0,3%, продолжает Литинецкая. Кадастровая стоимость машино-места (как у нежилого объекта) невысока, поэтому большим обременением имущественный налог не станет. В зависимости от конкретного проекта и его местонахождения размер налога составит от 700 до 2000 руб. в год.

Впрочем, лишних трат в виде налога на дарение можно избежать - все зависит от принципа оформления сделки в рамках акции, обращает внимание Павел Брызгалов из ФСК «Лидер». «Если это именно «подарок», то с него клиент должен будет оплатить налог согласно действующему законодательству РФ. А если вручаемый объект недвижимости оформляется отдельным договором, к примеру – ДДУ с соответствующей ценой договора, то цена и порядок ее оплаты стандартны, никаких дополнительных налогов нет», - говорит эксперт.

«Как правило, технически подобного рода акции реализуются не в качестве подарка покупателю, - говорит коммерческий директор ГК «КОРТРОС» Василий Фетисов. - Зачастую в договор на квартиру включается скидка и вместе с ним клиент заключает договор на приобретение дополнительной недвижимости. Как раз данная схема более комфортна для покупателя и не требует дополнительных взносов».
 

Зачем застройщикам такие траты?

Целей у застройщиков, проводящих такие акции, может быть несколько, говорит Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука Жилья»: быстрее распродать остатки, привлечь внимание к дорогим квартирам, к новому объему квартир, чтобы впоследствии продавать их дороже.

«Такие слова, как «акция» или «скидка», на подсознательном уровне привлекают внимание потенциальных покупателей, которым интересно узнать, что именно предлагают. Даже если сейчас ничего не купят, то где-то в подсознании они запомнят бренд и положительную информацию о нем. Такие подарки всегда окупаются с точки зрения стоимости привлечения покупателя – она ниже на 50%», - говорит эксперт.

Впрочем, по словам Литинецкой, прямой зависимости между подобными акциями и темпами продаж нет. Скорее, дорогие подарки повышают узнаваемость проекта и увеличивают интерес к застройщику.

«Яркий пример – акция, которая была проведена девелоперской компанией IKON Development в 2016 году. По ее условиям победитель конкурса «Человек года на телепроекте Дом-2» получал в подарок квартиру в ЖК «Новый Зеленоград». (Это) существенно повысило узнаваемость проекта среди целевой покупательской аудитории жилого комплекса, среди которой одновременно популярен данный телепроект», - приводит пример Литинецкая.

Кроме того, застройщики часто дарят квартиры актерам или спортсменам: это помогает повысить популярность жилого комплекса, подчеркнуть, что среди соседей будут известные и уважаемые люди, добавляет Ирина Доброхотова из «БЕСТ-Новострой».
 

«Дареному коню...»

Как правило, в качестве подарка девелоперы предоставляет покупателю наименее ликвидные лоты, с не самым удачным расположением или планировкой, говорит Ирина Деревенских, директор маркетингу и рекламе «Колди». Или предложения с минимальной ценой, для того чтобы обеспечить определенное соотношение стоимости подарка с ценой приобретаемого лота.

Впрочем, покупатели редко отказываются от подарков. Наш менталитет диктует правило: «дареному коню в зубы не смотрят», поэтому покупатель скорее предпочтет понести все денежные и временные затраты, нежели отказаться от подарка, делится Мария Литинецкая («Метриум Групп»).

«Обычно клиенты находят выгодное применение призам: перепродают их или сдают в аренду, - говорит эксперт. - Особенно часто это случается с машино-местами, так как для кладовых практически всегда найдется хлам. Хотя известны прецеденты, когда подаренную в качестве приза кладовую покупатель частично использовал самостоятельно, а частично – сдавал в аренду соседям».

Если подарок «в натуральном виде» покупателю все-таки не нужен, застройщики часто готовы заменить его на равнозначную скидку – как правило, застройщики предоставляют соответствующие пояснения в рамках проводимой акции, говорит Павел Брызгалов из ФСК «Лидер».