Забегая вперед: можно. Только это очень трудоемкий процесс, требующий времени, материалов и сил. И купить одну штуку быстрее и проще. Но если все-таки хотите сделать доски для икон своими руками, вот несколько нюансов и тонкостей.
Основные этапы изготовления:
Икона - это отражение божественного, горнего мира. Поэтому у мастеров, которые их изготавливали, была задача не только написать образ по всем канонам, но и сделать так, чтобы они служили долго.
Недаром же самые старые иконы насчитывают не один век. Они пережили потопы, пожары, войны во многом благодаря хорошей, крепкой основе.
Интересно, что в разные века доски для икон изготавливались по-разному. Поэтому опытные антиквары с одного взгляда на изнанку иконы могут определить, какого она века.
Для святынь использовались:
Современные образы пишутся в основном на липе.
Сначала иконные доски заготавливались обычным топором. Они раскраивались вертикально. Потом стала применяться пила. Процесс стал более простым и быстрым, но и служили доски, выкроенные поперек среза дерева, меньше. Они и сейчас ценятся антикварами.
В наши дни для раскроя применяется циркулярная пила и стол. Перед раскроем заготовку внимательно осматривают - не должно быть гнили, червоточин. При этом при выкладывании учитывают направление сердцевины к лицевой стороне - она прежде всего усыхает и деформирует изделие. Чтобы этого избежать, части скрепляются шпонками.
Затем производится подбор делянок для щита (так называют иконную доску). Делянки должны быть чуть больше, чем конечный размер: нужно оставить место для подгонки и усушки. В центре при этом помещают самую широкую доску, по бокам уже. На данном этапе щит больше готовой иконы на 3,5 см.
Чаще всего для склейки используется мездровый клей:
Они бывают торцевые и задние. Торцевые применяют для небольших икон, задние - для больших.
Шпонки изготавливают из более крепких пород дерева (дуб, ель), чем основа и только с краев, так как сердцевина среза более мягкая.
Это вырезанное внутри иконы пространство. На некоторых он есть, где-то его нет. В современных мастерских вынимают середину иконы ручным фрейзером.