На состав арендаторов на улицах в центре столицы влияют разные факторы, главный из которых — снижение мест для парковки. Также на рынок оказывают влияние создание пешеходных улиц, благоустройство, снижение покупательной способности граждан. Эксперты рынка рассказали «РБК-Недвижимости» об основных тенденциях на рынке стрит-ритейла.
Ландшафт торговых улиц и состав арендаторов меняются. Глава отдела стрит-ритейла компании JLL Екатерина Подлесных рассказала, что запрет паркинга, сокращение мест для парковки и снижение покупательной способности населения сильнее всего влияют на уличную торговлю.
Юлия Назарова, возглавляющая направление стрит-ритейла компании СBRE, отмечает, что главный фактор — это запрет паркинга. Его влияние особенно ощутимо на Кутузовском проспекте, Тверской, Садовом кольце. На Кутузовском проспекте все еще происходят изменения, связанные с запретом паркинга. На Тверской изменения произошли быстро: часть арендаторов ушли, на их место пришли другие.
По информации CBRE, на Кутузовском проспекте в настоящее время свободным остается почти каждый третий торговый объект. Уровень вакантности за пять лет увеличился почти в десять раз и сейчас достигает 30%.
В компании JLL отмечают, что на Тверской главные изменения уже произошли, они были связаны с запретом парковки. Здесь наблюдается сокращение fashion-операторов, их доля за три года уменьшилась с 18% до 14%. Растет доля арендаторов в сегментах «красота и здоровье», увеличивается число продавцов книг и подарков, товаров импульсного спроса.
На Садовом кольце отдельные участки после реконструкции стали оживленнее, в результате объем общепита вырос с 24% до 27%, рассказала Подлесных. Программа благоустройства «Моя улица» оказала позитивное влияние на Новый Арбат. Благодаря созданию парковочных карманов увеличилось число автомобилистов, при этом пешеходный трафик также возрос. Число точек общепита выросло в среднем с 36% до 42%. Положительные изменения наблюдаются на нечетной стороне магистрали. На четной стороне остается много пустующих помещений, новые точки не открываются. За счет этого в среднем по улице уровень вакантности превышает 10%.
Главные тенденции столичного стрит-ритейла — демократизация состава арендаторов и рост доли общепита. Руководитель направления стрит-ритейла Knight Frank Виктория Камлюк отмечает, что главные улицы стали больше ориентированы на пешеходов, продавцы предлагают товары импульсного спроса и недорогую еду.
По подсчетам Knight Frank, за последние три года уровень пустующих площадей в стрит-ритейле в пределах ТТК сократился с 5,9% до 1,9%. На центральных пешеходных улицах уровень вакантности снизился на 3,8% и составил 2,1%. На транспортно-пешеходных улицах в центре столицы пустуют около 7,4% площадей, уровень вакантности за три года снизился на 1%.
Камлюк отмечает, что политика властей по переcадке москвичей на общественный транспорт будет приводить к упрощению профиля арендаторов на городских проспектах. На смену магазинам одежды, бытовой техники, стройматериалов будут приходить магазины с цветами, косметикой и сувенирами.