«Возможен торг» — одна из самых частых фраз в объявлениях о продаже жилья. Но далеко не всегда понятно, на сколько и каким образом можно торговаться. Или это просто красивый оборот, чтобы привлечь покупателей?
Александр Лунин, ведущий менеджер департамента вторичного жилья агентства недвижимости «Азбука жилья»
— Ответ в самой формулировке, самом названии среды, в которой мы работаем, — это «рынок недвижимости». Рынок подразумевает торг. Это стоит учитывать и продавцам, и покупателям. Другой вопрос, как участники рынка этот факт используют и какие стратегии выбирают.
Традиционно считается, что торг — это скидка или дисконт. Однако это не совсем так. В процессе подготовки к сделке возникают разные ситуации, поэтому приравнивать торг к некоему дисконту, который по умолчанию подразумевается, будет считаться как минимум заблуждением. Для примера разберем две ситуации.
Первая прямо-таки хрестоматийная: квартира (дом или иная недвижимость) выставляется по несколько завышенной цене, но спрос на объект расставляет все по местам и стоимость может постепенно снижаться. Вторая ситуация чуть более сложная: от покупателя продавцу поступает предложение, но с основательно завышенным дисконтом. После этого стороны действительно начинают обсуждать стоимость объекта, торговаться, и в итоге приходят к определенному консенсусу, который всех устраивает. Как правило, это какая-то «золотая середина», где стороны встречаются.
Бывают и менее распространенные и популярные, но тоже действующие схемы торга. Живой пример тому — аукционы. Сама их механика подразумевает, что цена на объект будет расти. Изначально заявляется минимальная стоимость лота, которая привлекательна для потенциальных покупателей и совсем нереальная для рынка. Дальше начинается состязание: кто больше предложит. В итоге побеждает тот, кто предложил последнюю цену, которую никто не перебил.
Когда продавец пишет в объявлении, что торг уместен, скорее всего, это говорит о том, что продавец готов предоставить скидку в силу некоторых личных обстоятельств, в которых он оказался в данный момент. Однако все может измениться. Завтра или через неделю продавец решит, что необходимость в скидке отпала, и, например, сделку уже не надо проводить срочно. Это будет значить, что дисконт исчезнет. При этом формулировку о торге он с большой долей вероятности оставит в объявлении. В результате торга стоимость объекта может стать меньше как на 100 тысяч, так и на 5 тысяч рублей. Но и то, и то — результат торга.
В целом средняя сумма реально возможного дисконта не очень велика. Она колеблется в пределах от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. По эксклюзивным премиальным объектам дисконт иногда может достигать 500 тысяч рублей. Получить на сегодняшнем рынке скидку больше практически невозможно. Прежде всего из-за того, что по завышенной цене в настоящее время уже никто объекты не выставляет. Заявлять цену ниже рыночной тоже нет необходимости. Поэтому в рекламных объявлениях чаще всего объекты выставляются по адекватной рыночной стоимости. За редкими исключениями, когда речь идет об эксклюзивных или уникальных лотах.
Сергей Шлома, директор департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость»
— По данным нашего аналитического центра, сегодня доля сделок с дисконтом на вторичном рынке жилья старой Москвы находится на уровне 74% — минимальном с июня 2015 года. Для сравнения: в январе 2018 г. этот показатель был равен 85%, в октябре 2017 г. — 86%; а в июне 2015 г. было 74% (против 80% всего лишь месяцем позже).
Заметно сократился и средний размер скидки: если год назад он находился на отметке 8,9%, то сейчас опустился до 5,6% — это минимальное значение с марта 2015-го, когда средняя скидка равнялась 4,8% (месяцем позже уже 5,7%).
В целом спрос на московской «вторичке» не ослабевает, доля сделок со скидкой будет уменьшаться и дальше. В следующем году она может опуститься уже до 60% (а средний размер дисконта будет все таким же: 5–6%). Хотя вряд ли количество операций со скидкой упадет ниже этого значения: из-за кризисных явлений покупательская способность населения все же остается на невысоком уровне.
Сейчас нет никаких оснований для того, чтобы объем сделок с дисконтом начал расти, скажем, до максимальных для данного сегмента показателей — 87–88%, — зафиксированных в период с мая по сентябрь прошлого года. Это скорее фантастический сценарий. Чтобы он стал возможным, должны появиться определенные предпосылки, которых сейчас объективно нет.
Напомню, в конце 2014 года и в первые месяцы 2015 года спрос на вторичном рынке жилья столицы был поистине ажиотажным — как ответ на бешеные скачки курсов валют. В результате к марту 2015 года лишь 50% лотов в сегменте продавалось со скидкой. Покупательская активность зашкаливала, люди буквально сметали недвижимость, но это вызывало тревогу: мы понимали, что после этого аномального всплеска последует глубокое падение. Так и случилось — летом 2015 года «вторичка» оказалась на дне как по потенциальному, так и по реальному спросу. И еще долго после этого данные показатели находились на довольно низком уровне, что и привело к значительному росту доли сделок с дисконтом.
Таким образом, торг, конечно, остается уместным, но если вам предлагают аномально большой дисконт, это должно настораживать. Договориться о разумной скидке (в пределах около 5%) все же возможно.
Людмила Потапова, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank
— В сегменте элитного жилья торг есть всегда, за редким исключением. Особенность нашего покупателя в том, что если ему не дали скидку, он может принципиально не купить объект несмотря на то, что цена и параметры его полностью устраивают.
Минимальная цифра торга составляет от 5 до 10% от заявленной стоимости, но есть продавцы, которые изначально закладывают в цену объекта потенциальный торг до 30%!
Собственников квартир можно условно поделить на три группы.
Первая — это люди, которые абсолютно не замотивированы в продаже собственных объектов. Часто это очень состоятельные люди, обладающие большим «парком» квартир и не считающие «копейки», в которые им обходится их содержание, или живущие за границей. Понять их логику ценообразования достаточно сложно, донести реальную ситуацию на рынке практически невозможно. В основном мы общаемся с представителями таких собственников, которые также не замотивированы в продаже объекта, поэтому продается недвижимость очень долго.
Вторая группа — те, кто живут в долларовом мире, то есть оценивают свою недвижимость не сравнительным, а расходным путем: они вспоминают, за сколько покупали свою недвижимость в долларах, и исходят из этого при формировании проданной цены, которая может в два раза превышать текущую рыночную стоимость. Эти люди готовы торговаться, если осознают, что их цена совершенно не привлекает покупателей, а им действительно нужно продать объект.
Третья — люди, которые имеют реальные финансовые планы и хотят продать недвижимость в короткие сроки. Такие клиенты прислушиваются к мнению брокера, выходят на рынок с адекватной рыночной ценой, иногда даже могут продать объект по цене ниже рынка, осознавая, что с годами его стоимость не будет расти в цене. У них, как правило, есть четкие цели, и они знают, как и на что потратят деньги от продажи квартиры. Хорошо торгуются, понимают, что сейчас «рынок покупателя». Таких людей, к сожалению, менее 30%.