8 июня 2016 года в рамках Российского международного кинорынка, проходящего с 6 по 10 июня в городе Сочи, состоялся деловой завтрак Невафильм Research, посвященный теме «Кинотеатральный прокат авторского кино». Участники дискуссии попытались определить, какие фильмы относятся к разряду авторского кино, нужны ли такие картины зрителю и какие механизмы поддержки могли бы помочь дистрибьюции артхауса.
В дискуссии приняли участие:
- Жоэль Шапрон, специалист Юнифранс по Центральной и Восточной Европе - Мэри Назари, директор кинотеатра «Пионер» - Ситора Алиева, киновед, программный директор фестиваля «Кинотавр» - Элеонора Комина, директор по кинопрокату кинокомпании «Синема Престиж» - Евгений Пивоваров, управляющий директор кинопрокатной компании «Артхаус»
Модератором выступил глава компании «Невафильм» Олег Березин.
В последнее время отечественные дистрибьюторы стали больше работать с арт-кино: в пакете практически любого прокатчика сегодня есть качественные авторские картины, участники и лауреаты крупных фестивалей. И, как показывает практика, на такие фильмы есть спрос. И все-таки в российском прокате авторскому кино часто приходится туго: рекламные бюджеты на его продвижение невелики, кинотеатры не спешат брать в репертуар сложные фильмы, делая ставку на мейнстрим, да и сами зрители, как известно, в массе своей предпочитают блокбастеры.
Нужно ли поддерживать авторское кино как отдельный индустриальный сегмент? Как это делать? На эти вопросы постарались найти ответы участники конференции. Но, конечно, первым делом Олег Березин попросил собравшихся разобраться в терминологии и дать определение тому, что скрывается за терминами «авторское кино» и «артхаус».
ЖОЭЛЬ ШАПРОН о механизмах поддержки артхауса во Франции
Во Франции к этому вопросу подход системный. Существует специальная комиссия, состоящая из 100 человек, которая отсматривает все фильмы, выходящие во французский прокат, и определяет, принадлежит ли фильм к категории артхауса. Главный критерий – наличие «выдающихся художественных достоинств» - выглядит несколько неопределенно, зато эксперты не слишком строги: в 2014 году во Франции 382 фильма (это примерно 60% от общего числа) было признано артхаусными. Среди отобранных фильмов пальма первенства по количеству принадлежала французским картинам (220), но были среди них и американские (44) – в том числе, например, «Снайпер» Клинта Иствуда.
Подобная категория может быть присвоена и кинотеатру. Уже другая комиссия, состоящая из 20 человек, изучает роспись показчика за предыдущий год и решает, можно ли считать кинотеатр артхаусным, исходя из количества сеансов, выделенных на арт-кино. В 2014 году 1116 французских кинотеатров были названы артхаусными – это чуть больше 2000 экранов и примерно 41% всех французских экранов. В зависимости от доступности и комфорта кинотеатра используются повышающие и понижающие коэффициенты: в соответствии с ними высчитывается размер субсидии (от 3 до 90 тысяч евро в год), которую может получить демонстратор артхаусного кино от Национального центра кинематографии Франции (CNC).
По мнению Шапрона, французская система не идеальна: «У каждой системы свои недостатки. Я думаю, мы вскоре пересмотрим критерии артхаусного кино, потому что сейчас его получается слишком много».
Помимо субсидий артхаусным кинотеатрам, Национальный центр кинематографии Франции может выделять дистрибьюторам деньги на поддержку проката. Отбор проектов (порядка 20-25 картин в год) осуществляет специализированный комитет.
Некоторые французские кинотеатры также дополнительно получают субсидии от Eurimages за прокат европейского кино. По словам Шапрона, эта опция доступна и для российских кинопоказчиков, поскольку Россия тоже является членом Eurimages. По данным Шапрона, в России поддержку фонда получило пока только 9 кинотеатров (для сравнения во Франции – 122).
Подробнее о работе системы французского кинопоказа Шапрон и Присилла Жессати написали в книге «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век», созданной по заказу кинотеатра «Пионер». Презентация книги состоялась 26 апреля 2016 года в «Пионере». На деловом завтраке в рамках Кинорынка Шапрон вновь представил свою работу.
СИТОРА АЛИЕВА о разнообразии арт-кино и необходимости господдержки
По мнению Ситоры Алиевой, авторское кино сейчас чрезвычайно разнообразно. Многие студенты на вопрос о том, что такое арт-кино, отвечают, что типичный его представитель – Тарковский. И все-таки времена меняются: сегодня существует масса школ и направлений авторского кинематографа, подчас совершенно не похожих друг на друга.
Один из главных способов доставки артхауса до зрителя являются фестивали. И, конечно, необходимо работать с площадками, которые предлагают зрителю авторский контент. Однако надо понимать, что зрители часто стремятся сэкономить на походе в кинотеатр или выбирают коммерческое кино, поэтому авторскому кино требуется господдержка. Поддерживать авторское кино необходимо, считает Алиева, еще и потому, что оно является кузницей кадров - многие режиссеры блокбастеров начинают с артхауса. Без авторского кино кинематограф просто умрет.
МЭРИ НАЗАРИ о проблемах коммуникации и поддержке артхаусных кинотеатров
По мнению Мэри Назари, интерес прокатчиков к авторскому кино сильно преувеличен. Его мало продвигают, заявляют о нем в последний момент, не предоставляют материалы, неумело коммуницируют с кинотеатрами. Проблема коммуникации касается и многих кинотеатров, которые не в состоянии выстроить общение со зрителями и их заинтересовать. По опыту Назари, зрители готовы смотреть даже очень сложное кино, если их к этому подготовить. Так, например, совместно с изданием «Коммерсантъ-Weekend» кинотеатр «Пионер» делает успешную программу «История русского кино в 50 фильмах», которая собирает полные залы.
Назари считает, что государство могло бы поддерживать не только производство арт-кино, но и кинотеатры, которые прокатывают артхаус: «Это было бы разумной мерой, которая привела бы к увеличению доли авторского кино.
ЕВГЕНИЙ ПИВОВАРОВ о различии между авторским кино и артхаусом, искусстве и субсидировании проката
Пивоваров склонен разделять «артхаус» и «авторское кино»: по его мнению, формально фильмы Майкла Бэя тоже можно отнести к авторскому кино, так как в них чувствуется авторский стиль. Для себя компания «Артхаус» определяет арт-кино как то, что оставляет ощущение не зря потраченного времени и позволяет вынести для себя что-то важное после просмотра.
Пивоваров считает, что интерес к авторскому кино можно повысить с помощью совместной работы всех участников кинопроцесса. Задача индустрии - предложить зрителю максимальное разнообразие продукта и сохранить возможность существования кино как искусства, неотъемлемой частью которого является авторское самовыражение. «Все вместе это создает некий культурной слой, через который происходит внутреннее развитие», - говорит Пивоваров.
Что касается поддержки, то Пивоваров уверен, что России необходимо разработать систему поддержки артхаусного кино, подобную той, что существует во Франции. Также, по мнению Пивоварова, было бы уместно субсидирование продвижения арт-кино, поскольку в артхаусном секторе обычно большие риски и маленькие рекламные бюджеты.
ЭЛЕОНОРА КОМИНА о культурной значимости, положительных сдвигах и популяризации
По мнению Коминой, некоторые авторские фильмы показывают очень хорошие результаты. Далеко не каждая арт-картина становится событием, но продолжать выпускать артхаусные фильмы необходимо, ведь это вложение в интеллектуальное будущее страны. Кроме того, именно в авторском кино идет поиск новых форм и эксперименты, которые влияют на весь кинематограф, и результаты которых мы впоследствии видим в большом голливудском кино.
При этом, по наблюдениям Коминой, в работе с арт-кино в России произошли положительные сдвиги: «Раньше фильмы Кинотавра были с точки зрения проката обречены, а теперь за них бьются дистрибьюторы».
Между тем, поддержка артхауса должна включать работу в медиапространстве, целью которой является популяризация авторского кино: «Надо работать в медиа и всячески педалировать эту тему. Чтобы, например, стало считаться стыдным не посмотреть главный фильм главного фестиваля страны».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Участники дискуссии сошлись на том, что арт-кино имеет большое культурное значение, которое нельзя недооценивать. И, конечно, прокатчикам и показчикам хотелось бы, чтобы в этом сегменте индустрии появилась господдержка. Однако Олег Березин обратил внимание собравшихся на то, что в той же французской системе нет господдержки – бюджет Центра кинематографии Франции формируется из индустриальных денег, таким образом, киноиндустрия помогает себя сама без участия государства. Кроме того, по мнению Березина, есть и другие способы поддержки, помимо финансовых. В приведенном в пример Березиным фейсбучном опросе было, в частности, предложено организовывать образовательные программы – не только для зрителей, но и для персонала кинотеатров.