Федор Добронравов и Людмила Чурсина готовы сброситься на детский фильм

Продюсер Владимир Есинов написал президенту о том, что его проект «Частное пионерское -3» под угрозой срыва, приложив DVD “Убийцы детского кино»

В Сети гуляет фильм «Убийцы детского кино», авторы которого во главе с продюсером Владимиром Есиновым задаются вопросом: «Какие детские фильмы вышли при поддержке Министерства культуры за последние годы и куда потрачено более полмиллиарда рублей, выделенных на детское кино? Отправлено и письмо президенту страны Владимиру Путину, к которому прилагается DVD с этим документальным фильмом. В нем Владимир Есинов просит главу государства взять под личный контроль финансирование производства финальной части трилогии «Частное пионерское-3», ссылаясь на «действующую коррупционную составляющую Министерства культуры».

Работает над трилогией Александр Карпиловский - ученик Александра Митты, востребованный актер и режиссер. Свой первый «частный пионерский» фильм он снял по рассказам главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского. Удивительно, но даже это обстоятельство не открыло картине «зеленую улицу», она долго не выходила в прокат. Был успех на фестивалях, обойма наград в России и за рубежом. А режиссер в это время заявил, что больше не будет снимать детское кино: спроса на него нет, как и интереса со стороны киноначальства.

Для второго фильма написали уже оригинальный сценарий. Дети снимались те же. Они повзрослели на два года, достигли 14-летия. Из города Дзержинска события переместились в пионерский лагерь на море.

Мы разговаривали с продюсером Владимиром Есиновым после показа второго фильма на «Неделе российского кино» В Оше, что на юге Кыргызстана. Зрителей - полный зал. Кому-то пришлось смотреть картину стоя — всем мест не хватило. А потом дети долго не расходились, брали автографы, фотографировались, задавали вопросы, спрашивали, будет ли продолжение?

– Снимать «Частное пионерское - 3» мы будем в августе, - рассказывает Владимир Есинов. – Но уже сейчас совершенно бесплатно работает съемочная группа. Сценарий написан, режиссер делает режиссерский сценарий, выбираем место съемок. Работа идет, но пока на голом энтузиазме. Мы сдали документы в Фонд кино и в мае должен быть решен вопрос о выделении денег нашему проекту или их отсутствии. (Теперь уже известно, что проект не допущен даже на питчинг — С.Х.)

– И сколько вы просите?

– Пятьдесят миллионов рублей.

– Уже есть два фильма, для чего третий?

– Это трилогия, охватывающая детство, отрочество и юность наших персонажей. Проект уникален тем, что дети-актеры растут вместе со своими героями. В первом фильме им по 12 лет, во втором — по 14, а третьем будет по 16. И взрослый Тимофей Трибунцев стал нашим талисманом. В первом фильме он, как и дети, жил в Дзержинске. Мы думали, как бы его в пионерский лагерь перевести во второй части. В итоге сделали так, что герой Трибунцева переехал жить на юг.

Для того, чтобы спокойно работать, я четыре раза в прошлом году подавал заявки в Минкульт и всякий раз получал совершенно необоснованные отказы. А в декабре прошлого года обратился в Фонд кино. Даже пять миллионов возвратных средств, необходимых на этапе создания сценария, не смог получить. В Фонде кино мне отказали.

– С какой формулировкой?

– Никакой формулировки нет. Я как-то попросил объяснить причину отказа и в ответ получил: «Мы не обязаны вам объяснять».

– А что ценного в вашем проекте «Честное пионерское-3»? Ваши козыри?

- Главный козырь – неограниченная любовь детей к этому проекту. Сколько фестивалей прошли наши фильмы в России и за рубежом! Надо было видеть глаза и эти лица детей. И они просят продолжения. У нас складывается трилогия. Я беспокоюсь: удастся ли нам ее закончить. Такого в России и в СССР не было, когда дети-актеры растут вместе со своими героями. Причем, не один человек, а трое. Меняются их мотивации и взгляды на жизнь, возникают другие отношения. В третьей части наши герои поступают в институт.

– Первые два фильма тоже не финансировались?

– На первую часть нам в Минкульте дали 28 млн рублей, на вторую – 25 млн. На третья - ничего. В первую и вторую части я вложил 50 процентов собственноручно найденных средств. А практика такая: 30 процентов должен вложить продюсер, 70 процентов — это госфинансирование.

- Сегодня вы рассказывали зрителям, как вам помогали люди, когда вы снимали второй фильм.

- Да, есть удивительные люди. Один из них — Юрий Рязанов из Ростова-на-Дону. Благодаря его участию, нашу группу, а это порядка ста человек, разместили в детском лагере в Геленджике, где мы и снимали. Мы месяц там жили. Нам обеспечили не только проживание, но и питание. Когда у меня не было денег, и я подал заявку в Минкульт на завершение второй части проекта, чиновники нам отказали. Зато когда заболел наш звукорежиссер (а он выбыл из строя на две недели), и я на неделю позже сдал проект, Минкульт на меня наложили штраф в 200 тысяч рублей. Если вы посмотрите фильм «Убийцы детского кино», то увидите, что многие проекты годами идут с пролонгацией. И никто не штрафует их производителей.

- Все время только и говорят, что нет детского кино. А на деле получается, что оно никому и не нужно?

- Министру оно не нужно. Но вы же видели, что творилось на нашем показе в Оше. Так нужно оно или нет? Всюду у нас полные залы. Недавно я побывал на фестивале в Самаре, лично проехал с картиной 8 районов и 5 городов. Посмотрели фильм порядка 80 тысяч детей. Прокат наш американизирован. А российские фильмы доходят до зрителей в основном благодаря фестивалям. Наша задача - показать детям хорошее кино и параллельно выполнить воспитательные функции. Нельзя, чтобы фильм начинался с того, как ребенка топит мать.

- Учитывается ли при подаче заявки призы, которыми предыдущая картина отмечена?

-Учитывается одно – компания, которая подает заявку. Это касается и Минкульта, и Фонда кино. Одна компания может получать большие деньги из года в год, а фирма, которая делает хорошее кино, и существует, как моя, уже 25 лет, бесконечно что-то доказывает. Потому что система построена на других отношениях. В фильме «Убийцы детского кино» об этом все сказано.

- А есть режиссеры, имеющие вкус к созданию детского кино?

- Я кроме Карпиловского никого назвать не могу. У него есть денежные проекты, сериалы, но он хочет закончить трилогию. Когда стали выделять деньги на сценарии детского кино, тут же образовалась масса желающих их получить. И такая шелуха ринулась в детское кино.

- А вы-то зачем бьетесь за безнадежное дело?

- Если такие прекрасные актеры Людмила Чурсина и Федор Добронравов, посмотрев «Частное пионерское-2» в Оше, мне деньги предлагают на завершение производства, то стоит уже ради этого работать. Не закончить трилогию — это предать детей.

- Вы вот все ругаете чиновников, но, допустим, придут другие - хуже нынешних.

- Хуже не будет. Мы достигли дна. Вспоминаю, как Армен Медведев в бытность на посту министра не дал денег своему другу Павлу Арсенову на «Зеленую птичку», посчитав его заявку слабой. Вскоре Арсенов умер. А Медведев потом напишет в своей книге о том, что до сих пор не может дать ответа на вопрос: виноват ли в том, что не выделил тогда денег. Но это была совсем другая эпоха.