Новые информационные технологии давно вошли в нашу жизнь и сегодня успешно расширяют сферу влияния. Не осталась в стороне и сфера совершения операций с недвижимостью: кажущаяся легкость подбора вариантов и проведения сделок делают ее привлекательной для многих. В том числе и банков, которые, в условиях сокращения платежеспособного спроса, активно ищут возможности для расширения своей компетенции.
Сегодня мы публикуем нашумевший в социальной сети Фейсбук комментарий Александра Романенко, президента корпорации «Адвекс. Недвижимость», СПб.
– В конце февраля Герман Греф на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, сообщил, что вскоре услуга Сбербанка по электронной регистрации недвижимости, приобретаемой в ипотеку, полностью заменит риэлторов. Очень захотелось высказаться по этому поводу. Так появилось открытое письмо, которое я представляю вашему вниманию. Надеюсь на отклик.
Уважаемый Герман Оскарович!
В ходе встречи с президентом Вы заявили: «Сейчас мы работаем с Росреестром, чтобы сделать полностью автоматическим процесс и вообще сделать его онлайновым. Если человек пользуется услугами риэлторов, обычно весь процесс стоил 150 тысяч рублей – от начала до конца, до оформления прав собственности. Сегодня этот процесс стоит примерно 10 тысяч».
В этом абзаце много интересного, если, по сути, вы нечаянно перепутали «теплое с соленым». 10 тысяч рублей может стоить «сопровождение сделки»: первичная подготовка документов для регистрации, организация взаиморасчетов. Но риэлторская услуга никогда не сводилась только к «сопровождению»! Риэлтор – это, в первую очередь, эксперт, человек, который разбирается в устройстве рынка недвижимости. Если говорить об ипотеке, именно он поможет найти в массиве похожих вариантов наиболее оптимальное для этого конкретного клиента предложение, исходя из его возможностей и соотношения цена/качество. Кроме того, риэлтор - профессиональный переговорщик, он согласует условия сделки между продавцом и покупателем. А ведь покупки, как мы знаем, могут быть встречными, когда клиент продает что-то старое, берет ипотеку и покупает новое жилье. Я уже не говорю о целых цепочках сделок, когда, предположим, расселяется коммунальная квартира. Милые барышни из сбербанковских офисов готовы взять на себя эту работу?
Кто будет подбирать объекты и согласовывать параметры сделки с использованием различных государственных программ: для малоимущих граждан, бюджетников, транзакций с использованием субсидий и материнского капитала?
Неточная формулировка, использованная Вами при описании нового онлайн сервиса популярнейшего банка страны, может привести к необоснованным иллюзиям у людей, заинтересованных в решении своих жилищных проблем.
В заключение хочу пояснить: в Европе и в США степень автоматизации банковских программ и услуг находится на очень высоком уровне. Однако ни в одной стране не идет речь о замене работы риэлторов банковскими услугами, их труд востребован и хорошо оплачивается. Другое дело, что я считаю необходимым (о чем неоднократно уже говорил и писал) принять в России закон о риэлтерской деятельности, сделать обязательным обучение и сдачу экзаменов профессиональными риэлторами, ограничить доступ в профессию людям «с улицы». Но это уже совершенно другая тема.
Источник: https://www.facebook.com/alexandr.romanenko1?fref=ts
Сбербанк vs Риэлторы. CLICKушество или угроза?
Вебинар на эту тему прошел 10 марта. В нем участвовали порядка 1000 риэлторов из 115 городов страны.
В ходе мероприятия представитель Сбербанка Константин Квадаравичюс заявил, что банк не собирается создавать риэлторское агентство. ДомКлик - это IT- компания, в которой нет ни одного риэлтора. Сбербанк только создает удобные сервисы для риэлторов, которые упрощают работу специалистов по недвижимости и тем самым экономят их время. Удаленная подача заявок на кредит, одобрение объекта, обмен отчетностью, лидирующая позиция налоговой ставки для клиентов агентств, наконец, передача клиентов агентствам для подбора квартиры – вот уже существующие рабочие инструменты для аффилированных партнеров банка.
Михаил Софронов, директор АН «Владис» (г.Владимир) отметил, что если раньше Сбербанк предоставлял преференции агентствам недвижимости и оплачивал услуги риэлторов, которые приводили в банк клиентов за ипотечным кредитом, то сейчас он создал платформу, на которой нет места риэлтору. Банк, по мнению Михаила Софронова, полностью сосредоточился на клиентах агентств недвижимости. При этом конфликт интересов неизбежен. Риэлтор «рулит» всем – готовит и проводит сделки, а банки только предоставляют кредиты. Если банк действительно хочет быть партнером агентств недвижимости, то стоит возобновить все ранее существовавшие преференции.
Что делать в создавшейся ситуации риэлторам? Михаил Софронов предлагает официально рекомендовать РГР развивать партнерские отношения с другими банками. Также стоит официально выразить свою позицию, что ДомКлик – это, по сути, агентство недвижимости, и не рекомендовать размещать членам РГР на этом ресурсе свои объекты. Далее РГР стоит провести переговоры со Сбербанком, окончательно прояснить ситуацию и найти способы дальнейшего развития партнерства. М.Софронов призвал риэлторов воспользоваться благоприятным моментом и объединиться, защищая свои профессиональные интересы.
Григорий Полторак, президент группы компаний «БЕСТ-недвижимость», экс-президент РГР (г.Москва) уверен, что научно-технический прогресс невозможно остановить никакими действиями – ни письмами, ни объединениями и т.д. Многие профессии уже ушли в прошлое. Чтобы профессия риэлтор осталась, надо самим меняться. Новая площадка Сбербанка – это первый звоночек, подталкивание в спину риэлторов: делайте лучше, меняйтесь! За Сбербанком и другие банки тоже будут создавать нечто подобное. Риэлторам нужно четко понимать суть своей услуги. Риэлторы работают на клиента и с клиентом, они – дирижеры сделки. Поэтому бояться появления нового сервиса не надо!
Арсен Унанян, председатель совета директоров ГП «Компаньон» (Г.Челябинск) сказал, что появление ДомКлика - отличная возможность для консолидации сил в рамках РГР. Эксперт заметил, что Герман Греф говорит одно –что Сбербанк создал агентство недвижимости, а его сотрудники совершенно другое –что ДомКлик – это не агентство. Арсен Унанян считает, что любые взаимоотношения банка с агентствами-партнерами должны быть прописаны на бумаге, чтобы не было разночтений. Спикер также предложил договариваться РГР со всеми другими сайтами-агрегаторами.
Корреспондент «Полезной площади» задал вопросы слушателям вебинара:
Елене Соловьевой, директору по продажам АН «Адрес», вице-президенту НП НГСР:
– Елена Николаевна, что вы скажете по поводу нового сервиса Сбербанка ДомКлик?
– ДомКлик – пока не риэлторская компания, а информационный портал, но, учитывая возможности Сбербанка, он может со временем превратиться и в агентство. Я работаю в сфере недвижимости уже 24 года и должна сказать, что риэлторский бизнес – это, прежде всего, бизнес для людей, и здесь очень важно, личное общение. Его нельзя сводить только к технологическим процессам, то есть к тому, к чему стремится Сбербанк. Поэтому меня не пугает появление данного сервиса. Это даже неплохо, что была создана ситуация, которая побудила риэлторов к объединению, к защите своих интересов и интересов клиентов. И раньше ведь было уже немало попыток разбить риэлторскую услугу на отдельные части.
Мне понравилась идея, прозвучавшая на вебинаре, о том, что необходимо провести переговоры с существующими информационными порталами, да и со Сбербанком тоже, с целью установления более тесных партнерских отношений. Необходимо выработать общие условия размещения информации на порталах. Это нам по силам, ведь речь идет о риэлторах всей страны: РГР объединяет сегодня сотни ведущих агентств.
– Насколько это реально, ведь РГР до сих пор не удалось добиться принятия закона «О риэлторской деятельности»?
– Для начала нужно узаконить, зарегистрировать профессию риэлтор, чем РГР сейчас и занимается. Сейчас в Общероссийском классификаторе профессий есть только профессия «агент по продаже недвижимости». Следует защитить свою услугу, чтобы ее не разделяли на части: что-то предлагают решать в банке, что-то на информационных порталах, у нотариуса и т.д. Риэлторский бизнес - это социально ответственный бизнес. Народ у нас небогатый, просто купить квартиру большинство себе позволить не могут – денег нет. Как правило, человеку чтобы купить новое жилье нужно прежде продать старое – а это цепочки. Поэтому и застройщикам сложно без риэлтора что-то продать, особенно в регионах. Риэлторы - специалисты в различных областях недвижимости и способны предоставлять клиенту полную услугу, чего не может сделать по отдельности каждая из структур.
Александр Чернокульский, директор АН «Жилфонд» (г.Новосибирск)
– Я считаю, что риэлторы сами должны решать, куда им выгружать информацию. Не надо бояться, что «вот придет Сбербанк и всех нас съест». Ну не нужны мы Сбербанку! Наш бизнес не настолько высокодоходен, как многие думают. Посмотрите, сколько агентств открывается и сколько потом закрывается. Сбербанку – крупной организации, проблематично учесть все нюансы рынка недвижимости. Например, в их новом сервисе нет поиска по районам города, а для потребителя это критично, ну не будет он им пользоваться. Есть много других, более удобных площадок.
Да, тем, кто не хочет обращаться к риэлторам, возможно, появление сервиса Сбербанка облегчит жизнь. Риэлторы же должны работать так, чтобы к ним хотели обратиться.
Некоторые считают, что риэлтор, как собака на сене, должен сидеть и охранять от всех информацию. И тогда все будет хорошо. Это подобно тому, что: «Давайте не продавать муку, а то торты покупать не будут, и кондитерские закроются!»