Как помочь персоналу справиться с рутиной? Наталья Сторожева, преподаватель Русской Школы Управления, разбирает методики мотивации сотрудников, вынужденных выполнять однообразную работу.
Мечта любого руководителя - чтобы его компания работала, как швейцарские часы: четко, ритмично, стабильно. Работа «правильной» компании действительно чем-то напоминает механизм: сбалансированные организационные структуры, отлаженные бизнес-процессы, прописанные регламенты, четкие схемы взаимодействия. Повторяемость и стандартизация любых действий, в том числе и поведения персонала – вот то, к чему стремятся директора и менеджеры всех уровней.
Благодаря этому потребители получают гарантированный и предсказуемый результат: гамбургеры и картофель фри из «Макдоналдса», кофе-латте из «Старбакса» или апельсиновый сок «Тропикана» будут одинаковыми в любой точке мира. Сотрудники рецепции «Хилтон» одинаково любезно улыбнутся вам в Париже, Лондоне и Москве. Автомобили «Toyota», произведенные в Англии, Франции или Турции, окажутся практически идентичными. И даже консалтинговые проекты от «Большой четверки» выполняются по одному и тому же алгоритму в Гонконге, Нью-Йорке или Сингапуре.
Но у этой глобальной системности есть обратная сторона: стабильность бизнес-процессов поддерживается людьми. Продавцы встречают посетителей вопросом: «Чем я могу вам помочь?» Официанты предлагают гостям напитки до того, как откроется меню. Сотрудники рецепции с улыбкой интересуются: «Карта или наличные?». Сотни тысяч людей ежедневно выполняют однообразные операции: улыбаются, задают шаблонные вопросы, ведут диалог «по скрипту», оформляют типовые документы. Всё это не сложно, но повторяется день за днем по кругу, неделями, месяцами, годами.
Монотонность – коварная штука. Рутина, как ржавчина, съедает медленно и неотвратимо – даже самых стойких, трудолюбивых и лояльных сотрудников. Сначала пропадает энтузиазм, потом внимание, затем снижается производительность. Одни теряют интерес к работе и превращаются в «биороботов». Другие бунтуют, провоцируют конфликты, часто даже не осознавая истинных причин своего раздражения. Третьи впадают в депрессию, становятся замкнутыми, страдают бессонницей и головными болями.
Можно ли помочь сотрудникам, выполняющим однообразную работу? Поддержать их мотивацию, интерес к профессии и лояльность компании? Безусловно! Разберем несколько простых методик.
Смена декораций Один из администраторов сети ресторанов внезапно решил уволиться. Директор не мог понять причину: работа идет хорошо, зарплата достойная, конфликтов нет. В чем дело? Во время финального разговора администратор признался: «Не могу больше видеть эти лица, эти стены, ездить три года по одному и тому же маршруту. Хочется чего-то нового!»
Теперь директор сети каждые шесть месяцев переводит администраторов на новые «точки». Это, с одной стороны, позволяет избежать утомления от однообразия, с другой, поддерживать в тонусе управленческие навыки, ведь в каждом ресторане работают разные люди, у них разные характеры, темпераменты, привычки. Необходимость время от времени устанавливать отношения с новыми людьми, вникать в непривычные ситуации, по-новому решать рабочие вопросы создает положительный эмоциональный фон и чувство разнообразия.
Изменение функционала Директор по производству мебельной компании делится своим опытом: «У нас весь процесс изготовления мебели разбит на участки - так называемые «посты». Периодически мы ротируем людей в бригадах, работающих на разных постах. Во-первых, это дает возможность повысить взаимозаменяемость, что очень удобно на случай отпусков и больничных. Во-вторых, есть возможность посмотреть, что у человека лучше получается, какая работа быстрее идет. В третьих, работники сами стремятся попробовать себя на разных участках, понять и освоить всю технологию от начала и до конца. В целом, это делает работу всех цехов более стабильной».
Смена фокуса Руководитель отдела по поиску клиентов крупной образовательной компании успешно использует технику фокусировки на задаче. «Чтобы сотрудникам моего отдела холодные звонки не казались борьбой с ветряными мельницами, я периодически даю им новую задачу. Например, на этой неделе мы работаем по выставочным компаниям: делаем холодные звонки, рассылаем коммерческие предложения, проводим презентации. На следующей неделе переключаемся на медицинские компании и повторяем весь цикл сначала. Затем берем в работу спортивные центры или производственные компании. Работая с клиентами из разных отраслей, мои сотрудники все время сталкиваются с новой спецификой, узнают что-то новое, работают с неожиданными и нестандартными запросами клиентов. Это вносит разнообразие в рутинные процессы поиска клиентов и первичных продаж».
Неформальное разнообразие Вот что рассказывает о практике работы в компании старший менеджер колл-центра. «У наших сотрудников очень однообразная работа: надевают телефонную гарнитуру, включают монитор, и поехали. По четыре, шесть, восемь часов: «Слушаю! Какой у вас вопрос? Из какого вы города? Назовите номер заказа. Соединяю со службой доставки. Переключаю на отдел клиентского сервиса». А ведь это, в основном, молодые девушки! Им хочется пообщаться, новости обсудить. Чтобы как-то разнообразить их работу, мы стараемся придумывать для них всевозможные неформальные задания, конкурсы, соревнования. Это могут быть активности, связанные с профессиональной деятельностью, но позволяющие внести в рабочий процесс немного юмора и психологической разрядки. Например, мы проводили конкурсы «Мисс терпение» и «Мисс стрессоустойчивость».
Обмен игроками Директор компании по производству окон и светопрозрачных конструкций подошел к вопросу мотивации персонала более масштабно. «Я считаю, что в компании есть работа, которая не требует высокой квалификации или сложных навыков, и ее может выполнять любой. Например, найм новичков в отдел продаж, проведение обучающих тренингов с новыми сотрудниками, работа с рекламациями клиентов, общение с ними до и после монтажных работ, проведение рекламных акций, простые функции на производстве. На участие в таких работах я периодически направляю сотрудников из разных отделов. В прошлом месяце я командировал двух сотрудников из отдела продаж на помощь рекрутерам. Их опыт и знания очень пригодились: продавцы внесли практическое представление о том, кто подходит для работы в компании и кто будет результативен, а кто только время отнимает.
А в учебном центре неделю работал сотрудник из отдела сервиса - в качестве второго тренера. На удивление, раскрылся человек с новой стороны: с гордостью рассказывал новичкам о компании, о производственном цикле, о тонкостях работы с клиентами. Оказался общительным и позитивным человеком, с ярко выраженными педагогическими способностями, а до этого случая как-то не выделялся. Я считаю, такой «обмен игроками» позволяет раскрыть потенциал сотрудников, создает творческую атмосферу в коллективе, позитивно заряжает. У людей возникают идеи, как улучшить работу, что-то модернизировать. К тому же, знакомясь с работой других подразделений, они начинают лучше понимать, как организована компания в целом, и более четко осознавать свое место в ней».
Как показывает практика, с негативным воздействием однообразной работы на психологическое состояние сотрудников вполне можно справиться. Важно осознать необходимость этого. Достаточно чуть-чуть сменить рабочий ритм, переформулировать задачу, обновить обстановку, и у людей снова появятся интерес работе, позитивные эмоции, гордость за свою компанию и радость от общения с коллегами.