Чешская республика — излюбленное направление для отдыха и приобретения недвижимости у россиян. При этом система налогообложения Чехии проста и прозрачна, а общие затраты покупателей эксперты называют невысокими. Рассмотрим, какие налоги придется заплатить при покупке и для дальнейшего содержания чешского жилья.
Коротко о главном
Чехия — одно из самых комфортабельных государств Восточной Европы не только в плане проживания, безопасности, сферы услуг и инфраструктуры, но и в том, что касается налогообложения покупки и содержания недвижимости.
Налоги, которые платят в Чехии иностранные покупатели недвижимости, не отличаются от налогов, которые платят рядовые граждане Чехии. В общем, если сравнивать чешскую систему налогообложения с соседними странами Европы, то она отличается простотой и прозрачностью, — а суммы, которые платят налогоплательщики, эксперты рынка недвижимости называют более чем доступными.
Затраты при совершении сделки
Согласно законодательству Чешской Республики, при покупке недвижимости покупатель оплачивает налог на передачу прав собственности в размере 4% от cтоимости, указанной в договоре. Это, однако, не касается новостроек, приобретение которых освобождается от уплаты налога. Налог и налоговая декларация должны быть уплачены и поданы в соответствующие органы в течение до трех месяцев после совершения сделки, начиная c нового календарного месяца. То есть, если cобственник вступил в права c записью в Кадастре 15 мая, то у него есть июнь, июль и август для внесения средств и подачи декларации.
Во время покупки также оплачиваются сбор в Кадастровой палате и депозитный счет у нотариуса/адвоката, но зачастую эти затраты берет на себя агентство недвижимости, которое осуществляет сопровождение сделки. В том случае, если на недвижимость оформляется ипотека, это понесет за собой несет дополнительные расходы (банк, реестры, нотариусы, Кадастр), которые будут зависесть от условий, предоставляемых банком, и о которых мы расскажем чуть ниже.
Этапы совершения сделки
1. Выбор объекта недвижимости;
2. Проверка агентством чистоты объекта, составление и подписание предварительного договора, внесение депозита;
3. Подготовка и подписание договора с нотариусом/юристом/банком об открытии депозитарного счета (взнос за депозитный счет, как правило, оплачивается агентством), подготовка и подписание договора купли-продажи;
4. Оплата полной стоимости сделки по договору купли-продажи на депозитарный счет;
5. Подача документов в Кадастровый департамент (взнос, как правило, оплачивает агентство). Продавец получает деньги только после того, как новый покупатель «прописывается» в Кадастре.
6. После оформления объекта недвижимости на покупателя, совместно с агентством, составляется и подается в налоговые органы налоговая декларация. Покупателем плачивается налог на переход прав собственности в размере 4% от стоимости объекта.
Ежегодный налог на недвижимость
Сумма ежегодного налога на недвижимость высчитывается налоговой службой согласно заданным законом параметрам. Если речь идет о среднестатистической городской квартире, то сумма налога составит всего несколько сот чешских крон. Так, для квартиры в Праге площадью 50-60 кв. м его сумма составляет CZK 640-770 (€25-30) в год. Помнить о сроках уплаты налога не нужно, налоговая сама пришлет квитанцию об оплате (как правило, дедлайном является последний день мая).
Внимание: если недвижимость была приобретена в 2017 году, то к 31 января 2018 года владелец должен подать налоговую декларацию о наличии у него новой собственности. Если недвижимое имущество в текущем году не меняло владельца, то нужно просто дождаться 31 марта, чтобы оплатить ежегодный налог. Квитанция с фиксированной суммой придет по почте, и оплатить ее можно в любом почтовом отделении или отправив деньги на указанный в ней счет.
Подоходный налог при сдаче недвижимости в аренду
Сумма подоходного налога от сдачи недвижимости в аренду составляет 15% от чистой прибыли и оплачивается наличным или безналичным способом до конца марта следующего года — тогда же, когда подается и налоговая декларация.
Налог на прибыль от продажи недвижимости
Налог на прибыль, как и в случае с арендой, составляет 15% и оплачивается до конца мая следующего года. В случае, если владелец продает недвижимость, в которой он не был прописан, через пять лет после покупки — или через два года в случае прописки, налог на прибыль не платится.
Регулярные платежи на содержание недвижимости
В Чехии есть два вида платежей регулярных платежей на содержание недвижимости: одна категория оплачивается так называемому Обществу владельцев жилых помещений, где все поставщики выбираются коллегиально, если речь идет о многоквартирном доме, а ко второй категории относятся платежи поставщикам электричества, газа и интернета. В этом случае все договоры заключаются самостоятельно каждым из владельцев.
Обществу владельцев, как правило, оплачивается вода, сбор за вывоз мусора, освещение и уборку общих помещений, сбор за охрану и стойку рецепции, если она есть, ремонтный фонд и тд. Сумма этих платежей зависит от размера и состояния жилого дома и может варьироваться от СZK 2000 до CZK 6000 (от €77 до €233).
Оплата счетов по второй категории производится через внесение так называемого залога, который может быть ежемесячным, ежеквартальным или полугодичным. Чаще всего владельцы выбирают ежемесячную форму оплаты. Работает это так: каждый месяц собственник платит определенную сумму, которую предписывает поставщик на основании размера недвижимости и количества проживающих в ней человек. Весной каждого года происходит перерасчет, на основании которого, сумма либо доплачивается, либо остаток переводится на следующий сезон (некоторые поставщики возвращают переплату). На основании такого перерасчета залог автоматически повышается или снижается, чтобы соответствовать реальным расходам собственника.
В качестве примера можно рассмотреть двухкомнатную квартиру с газовым отоплением и газовой плитой, в которой проживают два человека. Сумма залога в этом случае составит около CZK 1000 (€38) за электричество и CZK 1000 (€38) за газ. Если в доме нет газа, а есть центральное отопление, то оно оплачивается точно таким же способом, только относится к первой категории, то есть владельцу не нужно самому заключать договор с компанией-поставщиком. Стоит также отметить, что вода также оплачивается залогом. Общая сумма коммунальных платежей за квартиру в Праге площадью 50-60 кв. м составит около CZK 3800-4300, то есть €150-170 в месяц.
Дополнительные платежи при ипотечных займах
При расчете своих затрат на ипотечный кредит, будущему заемщику не следует забывать о дополнительных расходах, возникающих в процессе оформления займа. Эти расходы бывают как временными, так и постоянными.
Ниже приведем пример возможных дополнительных расходов, с которыми может столкнуться будущий заемщик:
- Открытие счета в чешском банке. Как правило, открытие банковского счета в Чешской Республике осуществляется бесплатно, с клиента взимается оплата за управление кредитным счетом. У каждого банка свои условия, в среднем это сумма от CZK 150 (€5,8) в месяц.
- Оплата комиссии банка, за предоставленные услуги, подготовка необходимого пакета документов. Подготовку пакета документов лучше доверить специалистам, которые легко ориентируются на местном рынке кредитования, знакомы со всеми банковскими предложениями и продуктами. Во первых, это значительная экономия времени, а во-вторых, неверные действия могут обернуться для собственника лишними тратами. Стоимость услуг варьируется от 3% до 6% от суммы кредитования, а также зависит от сложности сделки и объема работы.
- Оценка объекта недвижимости. Процедура оценки стоимости недвижимого имущества является неотъемлемой частью процесса получения ипотечного кредита, на основании оценки недвижимости банк определит сумму кредита. Цена за оценку недвижимости начинается от CZK 5000 (€200).
- Cтрахование недвижимого имущества. Расходы на страхование недвижимого имущества составляют процент от стоимости недвижимости. Его сумма зависит от общей ситуации на рынке и в среднем достигает от CZK 3000 (€115) до CZK 10 000 (€400).
Пять советов иностранцам — будущим собственникам недвижимости в Чехии
1. Обязательно прибегайте к услугам серьезного и проверенного бухгалтера.
2. Для поиска недвижимости и совершения сделки купли-продажи обязательно нанимайте надежное агентство недвижимости с большим опытом работы на рынке.
3. При покупке жилья через агентство уточните, сможет ли оно помочь с составлением налоговой декларации на передачу прав собственности (как правило, агентства предоставляют эту услугу за дополнительную плату).
4. Не бойтесь обращаться в официальные инстанции с вопросами — вам обязательно помогут.
5. Регулярно проверяйте свой почтовый ящик и обозначайте его своей фамилией. В Чехии не принято писать в почтовом адресе номер квартиры, только номер дома и фамилию адресата.
Портал HomesOverseas.ru благодарит за помощь в подготовке статьи Анну Шалыгину (VK Real s.r.o.) и Анну Колдову (EuropaReal).