Названы города ПФО, где больше всего качественных торговых площадей

Самара и Нижний Новгород заняли по итогам января-июня 2016 года второе и третье места среди российских городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по обеспеченности качественными торговыми площадями. Такие данные привели аналитики Colliers International. И потенциал роста сохраняется, несмотря на кризис, считают эксперты.

Первое место рейтинга с 624 квадратными метрами на тысячу человек занял Екатеринбург, в упомянутых городах Поволжья этот показатель составил 567 и 544 соответственно. Пермь же стала наименее обеспеченным торговыми площадями городом - всего 168 \"квадратов\" на тысячу населения (средний показатель - 390). Отметим, что качественной торговой недвижимостью в исследовании считали объекты с общей арендной площадью более 5 тысяч квадратных метров, продуманной концепцией.

Сравнение российских городов-миллионников с европейскими столицами, сопоставимыми по численности населения, говорит о наличии практически во всех потенциала для дальнейшего развития рынка торговой недвижимости и ввода еще как минимум одного крупноформатного ТРЦ, считают авторы исследования.

Однако сдерживающим фактором для достижения европейских показателей в российских городах является меньшая платежеспособность населения, а также общая экономическая нестабильность. На фоне продолжающегося сокращения потребительского спроса розничный товарооборот показал по итогам пяти месяцев 2016 года падение на 5,7 процента. В структуре оборота розничной торговли доля продуктов питания в фактических ценах составляет 49,5 процента. В группе непродовольственных товаров лидерами по сокращению продаж (падение на 12 процентов и более к первому кварталу 2015-го в сопоставимых ценах) являются в том числе одежда и обувь. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-мае 2016 года составили 95,1 процента от уровня аналогичного периода предыдущего года.

- По итогам первого полугодия в крупнейших городах ПФО зафиксировано снижение спроса на аренду торговых помещений, - заявил \"РГ\" гендиректор портала Domofond.ru Эрик Сегерборг. - Исключением стала Уфа: в июне количество запросов контактов по объявлениям превысило аналогичный показатель января на 2 процентных пункта. Интерес к приобретению площадей в данном сегменте также падает. Отрицательная динамика на уровне 12-13 процентных пунктов отмечена в Нижнем Новгороде и Перми, на уровне 5 - в Казани и Уфе.

- Незанятые торговые площади в качественных торговых центрах в среднем не превышают 8 процентов. Более пессимистичные оценки связаны с тем, что увеличился срок экспозиции, но это просто отложенное заполнение, - считает партнер консалтинговой компании Rusland SP Роман Евстратов. - Емкость рынка и потенциал строительства новых объектов в сравнении с европейскими городами нужно оценивать не только квадратными метрами на тысячу населения. Для понимания картины следует также учитывать доходы, склонность к потреблению и даже климат. Ведь значительное число наших миллионников находится на территориях, где две трети времени в году находиться на улице не очень комфортно. А значит, торговые объекты становятся важной частью проведения досуга. Если мы посмотрим на обеспеченность, например, Хельсинки, то там будет не 500-600, а около 1000 метров на тысячу жителей.