Не трагедия? Как реагировать на уход ценных сотрудников

Минусы и плюсы увольнения ключевого специалиста. Почему даже из такой ситуации можно извлечь выгоды для компании.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что особо ценный сотрудник, в которого вложено много труда и денег, УХОДИТ! Именно так: УХОДИТ, с акцентом на «o» и большой долей трагизма в голосе. Не пущать! Как он посмел? Как он мог так поступить с предприятием и людьми, которые его взрастили и выпестовали? Очень знакомая ситуация и знакомые вопросы, не правда ли?

Из своего опыта работы топ-менеджером и консультантом могу сказать, что встречал различную реакцию на такой уход. Чаще всего негатив, полное отторжение и отрицательные рекомендации, реже нейтральную позицию, и уж совсем редко – положительную реакцию и поддержку сотрудника. И хотя сам я также был расстроен сообщением об уходе ключевых сотрудников, но всегда старался найти во всем этом положительные эмоции и позитивное продолжение. Думаю, что в ряде случаев мне и моему партнеру по бизнесу Галине Стороженко удалось не только выйти из ситуации на позитиве, но и помочь построить карьеру некоторым ключевым сотрудникам за пределами нашей компании.

Так что же на самом деле произошло или происходит трагичного при уходе ключевого сотрудника? Что теряет бизнес с уходом этого безусловно ценного и ресурсного сотрудника, а что приобретает? Ведь, не может же быть все так плохо, как кажется!

Разберемся с трагедией. Трагичность при уходе ключевого сотрудника всем понятна и заключается в нескольких вещах. С уходом такого сотрудника, предприятие теряет целый пласт отлично выполняемой работы, причем часть этой работы не была изначально закреплена за этим сотрудником и появилась позднее, возможно, и без дополнительной мотивации за ее исполнение (что, в свою очередь, только подталкивало сотрудника к уходу). Предприятие приобретает проблемы и затраты по поиску, обучению и адаптации нового, а может и нескольких новых сотрудников, способных закрыть остающийся объем работ. Почти всегда кажется, что уход такого сотрудника бьет по репутации работодателя, так как «хорошие сотрудники из хорошей компании не уходят». И, наконец, предприятие строило планы с учетом работы ключевого сотрудника. Теперь их придется менять и менять срочно, так как время – это деньги и основной ресурс, которого всегда не хватает.

А что на другой стороне этого процесса? Есть ли плюсы в таком уходе? Мне видятся очевидными несколько предпосылок, которые могут, хотя бы в уме огорченного работодателя, превратить отрицательное действие в положительное и позволят отпустить сотрудника с миром.

- Вы видите, что сотрудник перерос компанию, и вы не можете в пределах предприятия построить его дальнейшую карьерную траекторию. Кроме того, сотрудник и сам видит отсутствие перспектив роста, чем демотивирован сам и демотивирует окружающих.

- Вы вдруг понимаете, что уходящий сотрудник занимал место, которое, возможно, является перспективным для другого сотрудника, который проявится на этом месте с лучшей стороны и будет больше мотивирован на работу.

- Вы учитываете, что новый сотрудник или сотрудники, пришедшие с внешнего рынка, привнесут в организацию новый опыт, новые перспективы и новые надежды.

- Посчитав деньги и переписав должностные инструкции, вы осознаете, что новый сотрудник или сотрудники, обойдутся, возможно, дешевле, чем один предыдущий, а работы будет выполнять даже чуть больше, чем было.

Конечно, есть исключения, и предприятие все-таки может получить полный негатив от ухода сотрудника, но это случается тогда, когда главная его ценность во владении уникальными технологиями, знаниями и навыками, на которых предприятие строит часть своего бизнеса. Таким примером может являться уход ведущего программиста в IT-компании, или ведущего дизайнера в маркетинговом агентстве, или руководителя проекта, выходящего за рамки основного бизнеса. Всех этих людей объединяет уникальность и единоличное владение технологиями и/или знаниями. Я надеюсь, что все мы знаем об этой опасности и соответственно защищаем свой бизнес от таких случаев.

В заключение хочу сказать о том, что если вы способны оказать помощь сотруднику в переходе на более интересную работу в другой компании, помогите ему в этом, дайте ему хорошие рекомендации и напутствия. Отпустив сотрудника с миром, в ответ вы получите хорошую, позитивную репутацию на рынке труда и благодарного человека, который, при случае вернет вам ваше сторицей в виде заказа на услуги, работу или товар, которыми вы торгуете.