К реализации программы реновации жилья готовы только пять-шесть российских регионов, заявила председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Речь идет о недотационных субъектах РФ, таких как, например, Уфа, Санкт-Петербург, Казань, Ярославская и Ленинградская области. Если говорить о других регионах, то им попросту не хватает средств даже на завершение программ по ликвидации аварийного жилья. Эксперты рассказали «МК», в каком объеме финансирования нуждаются такие субъекты РФ и где взять на это деньги.
19 сентября в Госдуме предложили распространить программу реновации жилья не все российские регионы.
«На сегодняшний день, по моим подсчётам, готовы 5-6 субъектов, не более того», — сказала Хованская.
Прослушать новость
Отметим, что регионы, которые заявили о готовности, имеют более менее устойчивую бюджетную базу. Города Санкт-Петербург, Ярославль, Казань и Уфа являются довольно крупными региональными центрами. С этой точки зрения они интересны девелоперам, без софинансирования со стороны которых программы реновации вряд ли будут успешными.
Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова:
- Сегодня только единичные регионы РФ из числа «регионов-доноров» могут позволить себе реновацию, да и то если значительная часть программы будет финансироваться за счет средств частных инвесторов. Но привлечь частных инвесторов в столь масштабную программу непросто. Поэтому реализовать программу реновации, хотя бы немного напоминающую московскую, смогут единичные субъекты Федерации. Гораздо проще и эффективнее проводить реновацию в рамках уже существующей федеральной программы переселения людей из аварийного и ветхого жилья. На эти цели уже выделяются средства не только из региональных, но частично и из федерального бюджета. Тем более, что президент уже дал поручение правительству запустить новый механизм расселения граждан из аварийного жилья.
Руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков:
- Начать реализацию программы реновации можно только после ликвидации ветхого и аварийного фонда, который был признан таковым до 1 января 2012 года. У большинства российских регионов нет средств даже на завершения программ по ликвидации аварийного жилья, не то что на программы реновации. Но даже у тех городов, где ликвидация аварийного жилья формально завершена, например Казани, существуют проблемы с приобретением нового жилья у тех, кому были выданы недостаточные средства на приобретение нового жилья взамен аварийного из-за сокращения городом объема финансирования программы по расселению из ветхого и аварийного жилья. Объемы необходимых средств на программы реновации должен быть определен, исходя из ветхого жилищного фонда каждого конкретного города. Кроме того, необходимо определить инвесторов, которые готовы вложить средства в эту программу. Спрос же на новое жилье в условиях сокращения доходов населения может быть низким, и соответственно, отбить охоту у девелоперов реализовывать подобные проекты на региональном уровне. Такие программы реновации фактически станут долгосрочной заменой программам переселения из ветхого и аварийного жилья. В перспективе, вероятно, регионам потребуется софинансирование этой программы из федерального центра.