Уходящая натура или нишевый продукт?

Малоэтажное жилье, к сожалению, становится все менее распространенным продуктом на рынке Московского региона. Если эта тенденция продолжится, продукт станет нишевым и подорожает, решили эксперты рынка недвижимости в ходе "Девелоперской среды", которая состоялась 1 декабря.

Как рассказала в своем выступлении исполнительный директор "Миэль-Загородная Недвижимость" Людмила Цветкова, в настоящее время рынок малоэтажного жилья в Подмосковье представлен 85 проектами. 15 из них находятся на территории "новой" Москвы, а 50 на удаленности до 30 км от МКАД.

"Малоэтажка с 2014 года количественно выросла, но в общем объеме предложения она занимает совсем немного места. Если в 2014 году это было 28% рынка, то теперь только 8%", — посетовала эксперт. Она пояснила, что девелоперам с точки зрения экономики проекта предпочтительно реализовать многоэтажную застройку. Это более рентабельно. По мнению Л.Цветковой, тенденция к снижению доли малоэтажки продолжится, если власти не предпримут активных мер к слому тренда.

"Пока можно сказать, что малоэтажка — это уходящая натура. Такие предложения будут дорожать и вскоре перейдут в более дорогие сегменты", — прогнозирует эксперт.

Примечательно, что застройка территории "новой" Москвы, которая декларировалась как в основном малоэтажная, тоже не отличается большой долей подобного предложения. По данным компании, на присоединенной территории 11% предложения приходится на малоэтажку. Это 57,1 тыс кв.м. в 15 проектах.

Мало это или много? Конечно, мало. Особенно хорошо это видно при сравнении с первичным рынком таунхаусов (сегменты близки в части образа жизни и подхода к организации среды на территории поселка). Так в "новой" Москве таунхаусы предлагаются в 23 проектах, а общая площадь предложения составляет 78,3 тыс кв.м.

Не говоря уже о том, что в целом по региону таунхаусы представлены в 109 проектах, а объем предложения таунхаусов почти втрое превышает предложение в малоэтажке.

Интересно, что средняя цена квадратного метра в таунхаусах несколько ниже. Так метр жилья этого формата в Подмосковье стоит в среднем 67 тыс руб, а малоэтажки 70,7 тыс руб. (при средней цене квадратного метра новостройки в Подмосковье в 85,1 тыс руб).

В "новой" Москве метр таунхауса стоит 71 тыс руб, а малоэтажка 102 тыс руб. Однако в итоге бюджет покупки у таунхаусов намного выше: в Подмосковье это 11,3 млн (малоэтажка — 3,7 млн), а в "новой" Москве 10,7 млн (против 4,5 млн в малоэтажке).

Однако рынку таунхаусов, в отличие от малоэтажки, эксперты прочат большое будущее и расцвет. Так управляющий партнер семейства компаний KASKAD Family Борис Цыркин прогнозирует, что в 2021 году таунхаусы займут 21% рынка загородной недвижимости, а в 2027 — 50%. Эксперт пояснил, что такая динамика возможна при соответствующем развитии инфраструктуры и повышению транспортной доступности проектов.

Он напомнил, что сегмент таунхаусов довольно гибкий, и за время становления он претерпел значительные изменения. Так если еще в 2005 году средняя площадь таунхауса была 400 кв.м., то сейчас она снизилась до 120 кв.м. Изменился и размер участка. Если в 2005 году это было 8 соток, то сейчас только 1,5. На территориях поселков уплотнилась застройка. Соответственно, снизился и бюджет, появилось более доступное предложение.

"Сегмент стал массовым. Таунхаус может быть альтернативой 2-3 комнатной квартире комфорт класса", — подчеркнул Б.Цыркин. Однако он напомнил, что кризис внес свои коррективы, и в сегменте практически не было нового предложения в последние годы. Но эксперты настроены оптимистично.

"Мы считаем, что весной следующего года рынок ждет рост спроса", — прогнозирует директор по развитию Villagio Estate Константин Романов.