В работе российского нотариата грядут очередные правовые изменения. В начале 2019 года вступают в силу изменения в «Основы законодательства РФ о нотариате» и в Закон «О государственной регистрации недвижимости». Об этом и других актуальных нюансах оформления операций с жилой недвижимостью нашим читателям рассказывает президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко.
– Какое нововведение вы считаете наиболее значимым для нотариальной практики?
– Если говорить о сопровождении сделок с недвижимостью, то нотариусам с 1 февраля вменяются новые обязанности. Самое важное – после удостоверения сделки нотариус в тот же день будет обязан отправить в Росреестр заполненную форму на регистрацию прав и согласованный сторонами договор. Все это – в электронном виде. Именно договор является основным правоустанавливающим документом. И, кстати, удостоверенные нотариально документы на бумажных и электронных носителях имеют равнозначную юридическую силу.
Также нотариусы будут представлять документы на регистрацию перехода прав собственности на недвижимость, которая возникнет из прав на наследство.
Теоретически, конечно, нововведение предполагает существенную экономию времени сторон: например, люди не будут стоять в очередях в Росреестр и МФЦ... Расходы по оплате тарифа нотариуса за данную услугу на стороны сделки не возлагаются. Приобретатель оплачивает государственную пошлину за регистрацию.
– Но ведь и сегодня нотариусы берут на себя регистрацию. Не так ли?
– Сегодня прямой обязанности у нотариуса представлять документ на регистрацию в электронной форме нет. Он может это делать по просьбе лиц, к нему обратившихся, но не обязан.
И здесь присутствуют определенные «подводные камни». На словах мы можем сколько угодно говорить о прекрасных отношениях с Росреестром и подчеркивать, что обладаем уникальным опытом по регистрации сделок. Но технически работа Росреестра грозит перманентными сбоями, поскольку сейчас происходит модернизация программного обеспечения Росреестра.
Я являюсь заместителем руководителя Общественного совета при Росреестре и об угрозе сбоев знаю не понаслышке. И ответственно заявляю, что после 1 февраля мы рискуем столкнуться с угрозой срыва наших обязательств, предписанных законодательными поправками. Ведь вслед за заменой программного обеспечения на федеральном уровне придет черед регионов. В первую очередь – Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области…
– Вы готовы к негативному сценарию?
– Нотариусы Петербурга делают все возможное, чтобы избегать технических сбоев, в том числе обучая друг друга на уровне личного общения, проводя мастер-классы и семинары.
Наконец, законодательные поправки разрешают при отказе электронных каналов предоставлять в регистрирующий орган документы на бумаге не позднее двух рабочих дней. На практике это означает, что гражданам все равно не нужно будет обращаться в МФЦ для подачи документов в Росреестр.