Президент РГР — о риелторах, законе и новом сервисе Сбербанка

В последнее время много говорят о том, что профессия риелтора умирающая. Так ли это и чем занимается риелтор при наличии многофункциональных центров (МФЦ), нотариусов, разных порталов по поиску недвижимости, банков и других участников недвижимости?

Зачем нужен риелтор

Прежде всего надо понимать, когда в работу включается риелтор в сравнении с вышеперечисленными игроками рынка недвижимости. А происходит это в период, когда собственник объекта недвижимости задумал его продать.

Как поступает в таком случае обычный человек, совершающий сделку один-два раза в жизни? Размещает объект на порталах, которые рекламируют недвижимость, и ждет покупателя. Такая сделка может произойти [без участия риелтора], если объект продается без встречной покупки, если он не обременен, если собственность возникла в результате предыдущих сделок без приватизации, перепланировок и реконструкций, если дети не являются сособственниками или их у гражданина нет, если продавать он намерен только за деньги без ипотеки, без сертификатов, без рассрочек и других инструментов оплаты.

А если будет встречная покупка с рядом обременений? Например, с «наследственностью» объекта: непонятная приватизация, бывший собственник находится в местах лишения свободы, дети несовершеннолетние и проживают в этой квартире/доме, необходима ипотека…

Для того чтобы выгодно продать, надо, как говорится, представить товар лицом — то есть правильно сфотографировать, показать самые выгодные ракурсы объекта, указать на объекты рядом, инфраструктуру, рассказать о классе, типе объекта, поделиться его техническими характеристиками. Надо еще помнить о том, что если объект приобретался в новостройке пять — десять лет назад, то в классификации могло что-то измениться.

Скажите, сделает ли все это агрегатор или кто-то другой — не риелтор? И собственник объекта, если ему позвонит потенциальный покупатель, расскажет ли про свой дом так, как если бы он владел техниками переговорного жанра и обладал юридическими познаниями в области жилищного и гражданского законодательства?

В МФЦ мы приходим, когда сделка уже готова, когда покупатель и продавец обо всем договорились, оба понимают порядок и процедуру расчетов, когда им понятно кто, когда и как выезжает и заезжает, когда все стороны уверены, что объект юридически чист и т. д. Или это все сделает нотариус? Уверяю вас — нет, у нотариуса совсем другие компетенции и задачи. К нему, как правило, приходят уже подготовленные к совершению сделки клиенты, и нотариусы всегда благодарны риелторам, когда последние подготовили весь процесс на высоком уровне. Экономятся время, нервы, деньги.

А может, банковский работник расскажет и проведет клиента через всю процедуру сделки с жильем: поможет оформить документы, проведет переговоры, подскажет, когда и как получить налоговый вычет, наделять или нет детей [правами на собственность], супругов — долями, сгладит шероховатости и напряжение в период подготовки и совершения сделки, будет отвечать на телефонные звонки сторонам сделки поздно ночью и отписываться им во всевозможных мессенждерах в режиме онлайн? Я сомневаюсь.

Или люди будут выбирать квартиры без осмотров, без переговоров, без понимания инфраструктуры и судьбы объекта? Тоже как-то сомнительно.

Наверное, стоит не изобретать велосипед, а посмотреть на чужой опыт и сделать лучше. Как раз опыт других стран, в своем большинстве говорит о том, что риелтор нужен, он один из главных участников рынка недвижимости. Да и опыт нашей страны подтверждает сказанное сотрудничеством с риелторами банкиров — помните, как на заре зарождения ипотеки банкиры в упор не замечали риелторов? То же самое и с застройщиками, которые каждый раз обращаются к риелторам, если рынок определяет покупатель, и конкуренция за покупателя возрастает в разы. Про нотариусов я уже говорила — им предпочтительнее, чтобы клиенты приходили с полным пакетом документов и пониманием того, как будет проходить сделка.

В общем, как ни крути, а риелтор необходимое звено в цепочке участников рынка недвижимости. Я не хочу сравнивать риелтора с продавцами машин, продуктов, предметов интерьера, хочу лишь показать, насколько важна и нужна эта профессия.

А почему же тогда так много нареканий к риелторам? Ответ тоже очевиден. Потому что нет барьера в профессию. Потому что любой гражданин при желании может назвать себя специалистом и ничего ему за это не будет.

Сегодняшняя задача РГР — расширить правовое поле для риелторов, расширить функции риелторов на границах зон взаимодействия с государственными органами и организациями, с финансовыми институтами; помочь государству в борьбе с отмыванием средств, добытых преступным путем, и даже с терроризмом; вывести риелторскую деятельность в зону прозрачной экономики, избавить риелторскую сферу от тех «коллег», которые предпочитают криминальные приемы и технологии рейдерского отъема собственности.

О роли новых сервисов Сбербанка

Как знают участники рынка, 27 апреля текущего года был заключен договор между РГР и Центром недвижимости от Сбербанка (ЦНС) о взаимодействии на портале «Домклик» с целью формирования баз данных на объекты недвижимости, развития и совершенствования электронных сервисов, увеличения клиентских базы сторон. Без этого договора большинство риелторских компаний отказывалось выгружать объекты, увидев на новой площадке конкурента. Очень часто причина [отказа в сотрудничестве] кроется в человеческом факторе. Тем не менее договором предусмотрено, что ЦНС не претендуют на риелторскую деятельность, чтобы не возникало конфликтной ситуации между риелторами и сотрудниками Сбербанка.

В чем преимущество заключения этого договора и где подводные камни, на которых может поскользнуться каждая из сторон?

Самое главное преимущество заключается в том, что стороны начали разговаривать и слышать друг друга. Выгружать объекты или не выгружать — каждая региональная ассоциация решает самостоятельно: некоторые выгрузили объекты, не дожидаясь заключения договора, некоторые не будут выгружать и при наличии договора.

Самый существенный недостаток — это то, что договор срочный, до конца 2017 года. К концу года он либо покажет свою жизнеспособность, либо нет. Возможно, от риелторского сообщества будут предложены варианты заключения дополнительного соглашения к договору; возможно, договор скорректирует жизнь.

«Домклик» — это инструмент, который предлагает Сбербанк и его подразделение ЦНС. Инструмент весьма несовершенный, вызывающий много вопросов, не содержащий в себе решения, необходимые риелторам на сегодняшнем и тем более завтрашнем этапе развития. Но что есть, то — есть. Думается, что в процессе сотрудничества мы сможем четче определить потребности риелторов, изменить требования и даже основу технологических решений — впереди большая и сложная работа, и пусть Сбербанк не думает, что ему будет легко и просто, что все вопросы им уже решены. Нет, в этом смысле жизнь только начинается.

Одно понятно, что создание таких порталов для финансового сектора в отсутствие единого и чистого с точки зрения эксклюзивности объектов жизненно необходимо. Поэтому у риелторского сообщества есть еще одна очень важная задача: создание портала объектов недвижимости. Выгодно в такой ситуации станет всем: и государству, и бизнесу, и гражданам. Первое будет ясно представлять, что рынок недвижимости регулируется надежно, второму — понятны правила игры, третий получит гарантию защищенности.