Эксперты подвели итоги первого квартала на рынке новостроек в регионах России. В исследование вошли данные по всем городам с населением от 300 тысяч человек. Результаты (без учета элитного жилья) показали: за три месяца с начала года цены по стране в основном плавно снижались.
По данным федерального портала "Мир квартир", с начала года в пятерке лидеров не произошло никаких изменений. Пьедестал почета по-прежнему занимают все три российские столицы. На первом месте московские новостройки со средней ценой "квадрата" 199 841 рубль и средней стоимостью квартиры 10 367 571 руб. Второе место со значительным отставанием занимает Санкт-Петербург: 102 966 рублей за квадратный метр и 6 813 893 рубля за квартиру. На третьей позиции Сочи: за метр в южной столице России придется заплатить 85 858 рублей, а за предложение целиком - 6 024 376 рублей. Четвертое место по цене "квадрата" занял Владивосток (84 821 рубль), пятое - Подмосковье (79 693 рубля). Что касается средней стоимости новостройки, то Московская область слегка опередила Владивосток - 4 386 922 рубля против 4 290 612 рублей.
Самый дешевый квадратный метр оказался в столице Дагестана - Махачкале: ценник здесь составляет 30 211 рублей. Всего на 200 рублей дороже стоит "квадрат" во Владикавказе: 30 418 рублей. Затем идут Магнитогорск (31 006 руб./ кв. м), Волжский (32 322 руб./ кв. м) и Саратов (32 457 руб./ кв. м).
Самая низкая стоимость лота - в Магнитогорске: среднюю квартиру в новостройке можно купить за 1 597 251 рубль. Махачкала лишь на втором месте - 1 639 683 рубля. Затем идут квартиры на берегах Волги - в Волжском (1 862 628 рублей) и Саратове (1 892 082 рубля).
В Астрахани за три месяца цена "квадрата" осталась прежней. Практически такая же ситуация в Липецке, Белгороде, Брянске (плюс 0,1%) и Ставрополе (минус 0,1%). Меньше чем на полпроцента изменились цены в Хабаровске (плюс 0,2%), Владимире (плюс 0,3%), Перми (плюс 0,3%) и Череповце (минус 0,3%). Существенней всего "квадрат" подешевел в Чите (минус 7,6%), а средняя квартира - в Калининграде (минус 5,9%).
По данным "МИЭЛЬ-Новостройки", больше 2,5 тысячи квартир в московских новостройках не раскупаются уже 2 года. Почти половина неликвида" расположена в Южном административном округе. В сегменте "эконом" не продано квартир общей площадью тысяча "квадратов", в "комфорте" - 74,6 тыс. кв. м, в "бизнесе" - 134,8 тыс. кв. м.
- Такое явное преобладание бизнес-класса среди нераспроданного предложения объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, до 2015 года сегмент "бизнес" заметно преобладал, а вот проекты эконом-класса были представлены на рынке слабее всего, следовательно, вымывание таких квартир происходило довольно быстрыми темпами. Во-вторых, неликвидные предложения в "экономе" можно достаточно быстро реализовать благодаря дисконту, а вот "бизнес" сложно продать даже по прошествии многих лет с момента сдачи дома и со значительными скидками. И, скорее всего, "остатки" в проектах, завершенных до 2015 года, еще долгое время не будут раскупаться ввиду высокой конкуренции между застройщиками на рынке - слишком большой выбор сейчас у покупателей, - объясняет генеральный директор компании Наталья Шаталина.
Кстати, согласно исследованию "Метриум Групп", 85% новых жилых комплексов в Москве не соответствуют нормативам по парковкам. К такому выводу эксперты пришли, сравнив показатели вышедших на рынок в 2016 году новостроек с требованиями столичных властей.
Это только в Советском Союзе можно было представить себе дом без собственного парковочного пространства. В последние же десять лет каждый уважающий себя застройщик обустраивал машиноместа для жителей. А в конце 2015 года организация парковок при жилых домах стала обязательной: вышло постановление правительства Москвы "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения". Документ установил базовую величину: на 80 кв. м общей площади дома должно приходиться одно парковочное место. К этому показателю применяются два уточняющих коэффициента. Один зависит от соотношения численности дневного населения и постоянно проживающего, второй - от доступности общественного транспорта. Произведя расчет по этой формуле для всех жилых комплексов, вышедших на столичный рынок в 2016 году, эксперты выяснили: новым требованиям удовлетворяют только 7 из 46 объектов.