Что иностранцы говорят о «Донбассе» Сергея Лозницы

9 мая на Каннском кинофестивале состоялась премьера нового игрового фильма Сергея Лозницы под названием «Донбасс». Картина посвящена текущему военному конфликту на востоке Украины, а именно — оккупированным территориям, так называемым «ЛНР» и «ДНР».

«Донбасс» открыл программу «Особый взгляд», второй по значимости конкурс на Каннском кинофестивале. Свой новый фильм Лозница снимал в ко-продукции пяти стран: Германии, Украины, Нидерландов, Франции и Румынии. С украинской стороны продюсером выступил Денис Иванов и кинокомпания «Артхаус Трафик», которая выпускала в наш прокат предыдущие работы Лозницы. Часть финансирования на фильм выделило государство: «Донбасс» стал одним из победителей 8-го питчинга Госкино в 2016 году.

Синопсис у фильма на сайте фестиваля пространный: «На Донбассе войну называют миром, пропаганду — правдой, а ненависть объявляют любовью. Путешествие по Донбассу разворачивается как цепочка любопытных приключений, в которых гротеск и драма так же тесно переплетены, как жизнь и смерть. Это рассказ не об одном регионе, стране или политической системе. Это о мире, потерянном в пост-правде и фейковых идентичностях. Это о всех и каждом». Наверное, больше о картине скажет вот этот отрывок:

Еще больше о нем высказались зарубежные кинокритики, поспешившие с рецензиями прямиком с каннских показов. Почти все они иллюстрированы живописным кадром с молодоженами на фоне флага «Новороссии» — одним из немногих опубликованных кадров из фильма.

«Визуально отличный, но лишенный человечности», — так звучит итог от Лесли Фельперин из The Hollywood Reporter, которая также описывает работу Лозницы как «анархическое и абсурдистское шоу ужасов»:

«Со множеством героев, но без отдельного протагониста, сюжет строится как замкнутая цепь связанных друг с другом сцен, подобно уроборосу (змея, кусающая сама себя), который заканчивается там же, где начинается <… > Здесь нет хороших или плохих героев, а только вереница солдат в лоскутной униформе камуфляжных оттенков, их танки и блокпосты, часто завешенные флагом „Новороссии“». — The Hollywood Reporter.

«Сергей Лозница держит железный контроль над лихорадочной процессией сцен, полных насилия и оруэлловской нереальности, царящей на Восточной Украине», — гласит подводка к рецензии от Питера Брэдшоу для Guardian. В целом он фильм хвалит, с некоторыми оговорками: «Некоторые из гротескных приемов Лозницы не совсем срабатывают или же срабатывают таким образом, что хочется узнать больше, сочувствовать больше человеческим жертвам. <… > После просмотра я понял, что мне напомнил этот фильм: „Подполье“ Эмира Кустурицы 1995 года. Холодный, лишенный музыки фильм Лозницы — это обратная сторона того буйного образа военного хаоса в бывшей Югославии, показанного Кустурицей. „Донбасс“ — яркое творческое достижение, но не без изъянов».

«Разумеется, черный юмор Лозницы отсылает к давней восточной традиции (как в произведениях Гоголя или фильмах Алексея Германа и Алексея Балабанова), потому может не отвечать западным вкусам, которым в данный момент предпочтителен гуманизм в форме всепрощения. Но даже по части черного юмора „Донбасс“ часто кажется перегруженным. Последний эпизод является настоящим шоком…». — Джонатан Ромни, ScreenDaily.

«Еще один крик души Сергея Лозницы, на этот раз снятый в декорациях восточного региона Украины, раскрывает деградацию гражданского общества в эру пост-правды <… > „Донбасс“ — это естественное продолжение „Кроткой“. Хоть оба фильмы стилистически мало похожи, но оба вопят об обществе, которое потеряло свой человеческий облик и способность к участию». — Джей Вайссберг, Variety.

«Режиссер смешивает разные эстетики, чтобы в результате получить нечто, с одной стороны, похожее на ужасающее мокьюментари о национализме, с другой — показать пугающую и трудную повседневность, преобладающую на Донбассе, где про-российски настроенные жители и вооруженные группы сражаются против „фашистского“ правительства». — Мартин Контерио, Cinevue.