Вот уже больше года в Москве полным ходом идет первый этап реновации жилья. Однако до сих пор многие москвичи, участвующие в ней, имеют самое смутное представление о своих правах. В данной статье рассказывается о том, какие именно права предоставляет закон собственникам квартир в доме, включенным в программу реновации.
Обеспечение права частной собственности
Важнейшее или даже главное право при реновации - это право на частную собственность. Оно защищается Конституцией РФ.[1] Если говорить кратко, то граждане, ставшие участниками проекта, получают взамен старого жилища в «хрущевке» - новое в многоэтажном доме. Оно, как минимум, должно иметь такое же количество комнат, как и прежнее,[2] такой же метраж жилой площади, а его суммарная площадь должна быть больше освобождаемой квартиры. Кроме того, новый объект обязан иметь улучшенную отделку. Сам дом, где будет предоставлено новое жилье, должен располагаться в том же районе, в котором находилось старое здание.[3]
Прослушать новость
Кстати, владелец квартиры имеет полное право потребовать вместо нового помещения деньги. Правда, есть одна оговорка. Если его квартира находится в залоге или под арестом, то мэрия денег не даст. Вместо этого он просто получит объект, на который в ЕГРН тут же будут наложены прежние ограничения. Так что реновация не спасает от обеспечения обязательств.
Для реализации программы заключается договор между владельцем квартиры и уполномоченным на то органом исполнительной власти Москвы. В договоре оговариваются все условия, в том числе и переход права собственности на хрущевку властям города, а также предоставление владельцу нового объекта.
Получение квартир теми, кто их не имел, а также оформление дополнительных метров
Граждане, проживавшие в коммунальных квартирах и имевшие в собственности одну комнату, получают при расселении отдельную квартиру. Причем если комната находилась в долевой собственности, то владельцы долей все равно должны получить отдельные изолированные помещения. Им, реновация, конечно, выгодна.
Выгодна реновация и нанимателям социального жилья. Подобная категория жильцов получает не просто равноценную квартиру, но и может ее приватизировать. Более того, и снимавшие квартиру по найму, и домовладельцы, а также вообще все жильцы, нуждающиеся в улучшении условий проживания[4], получат новые помещения исходя из принятых в Москве нормативов. Иными словами, они просто улучшат свои жилищные условия вне очереди. Кстати, именно данная категория москвичей на все 100% поддержала программу. А их жило (и живет) немало в хрущевках.
Обеспечение экономических прав
Экономические права субъекта заключаются в соблюдении его права не нести неоправданные затраты в процессе реновации. Так, жители подобных домов освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт. Ведь эти здания все равно подлежат сносу.
Ну и самое главное - предоставление равноценных помещений осуществляется без какой-либо доплаты. Впрочем, если переселенец желает получить квартиру больше той, что ему положена (например, дополнительные комнаты или увеличить жилплощадь), то он может доплатить или использовать средства материнского капитала, а также жилищных субсидий.
Соблюдение социальных прав
Закон Москвы затрагивает и момент соблюдения социальных прав.[5] Во многих домах живут инвалиды, несовершеннолетние и престарелые люди, которые не имеют родственников. В силу разных причин они не смогут самостоятельно переехать в новое жилье. Поэтому местная власть берет на себя осуществление данного переезда. Он будет осуществляться за счёт муниципальной казны. Людям предоставят машины и грузчиков.
Право на комфортную социальную среду
Тоже очень важное право, которое подлежит соблюдению в процессе реновации. Прежде всего, новый дом (за некоторыми исключениями) должен располагаться в том же квартале, что и старый. К моменту переезда должна быть создана и функционировать инфраструктура: пешеходные дорожки, подъездные пути, парковки, остановки, тротуары, газоны, сады, детские и игровые площадки, магазины, должен ходить общественный транспорт и так далее.
Выводы и замечания
Итак, законодатель в целом обеспечил (по крайней мере, на бумаге) права владельцев жилой недвижимости при реновации.[6] Хотя, на самом деле, граждане оказались далеко не в равных условиях. Например, лица, снимающие квартиру по договору социального найма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, многодетные семьи, разводящиеся супруги, жители коммунальных и «перенаселенных» квартир получают гораздо больше преференций, чем рядовые собственники, которых вполне устраивало сложившееся положение вещей.
Поэтому многим кажется даже удивительным тот факт, что в московские суды поступило относительно небольшое количество исков, связанных с реновацией. В прошлом году я прогнозировал целый вал заявлений от противников программы. Однако на судебных web-сайтах вообще нет решений по данному предмету. С чем это связано?
Во-первых, по разным причинам, суды просто отказывали в принятии подобных дел к производству. Поэтому и решений по ним нет. Ведь, зачастую, граждане пытались обжаловать сами нормативные акты. А это в российских условиях бесполезно. Например, тот же закон № 141-ФЗ[7] в рамках судов общей юрисдикции оспорить в принципе нельзя. Максимум, что было можно сделать - это направить жалобу в КС РФ с целью проверки соответствия норм данного закона Конституции России. Не знаю уж, подавал ли кто подобную жалобу, но данный закон действует и не претерпел никаких изменений.
Во-вторых (и это самое главное), в сентябре 2017 года москвичи получили реальную возможность вывести свой дом из программы. Правительство Москвы приняло постановление, которое позволило уже после включения здания в процесс реновации проводить собрания жильцов, посвященные данному вопросу.[8] И, соответственно, принимать решение - оставаться в программе или нет.
Собственно говоря, этого оказалось вполне достаточно. Противники реновации либо добились её отмены для своего дома, либо (при неудаче) поняли, что их проблема заключается уже не программе, а в соседях, которые хотят переехать в новые квартиры. Так и был завершен первый этап реновации.
В заключение ещё раз хочу отметить, что рассматриваемая программа все равно приведет к увеличению числа судебных тяжб. И коснутся они как раз соблюдения прав участников реновации. В любом случае, некоторые люди будут недовольны отделкой помещений, некачественной постройкой, площадью жилья, количеством комнат, инфраструктурой, размером денежного выкупа, дорогим переездом и так далее. К этому суды и власти должны быть готовы уже сегодня.
[1] Ст.35 Конституции Российской Федерации
[2] Встречаются случаи, когда количество комнат даже больше.
[3] Исключение составляют Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа. Здесь новая квартира предоставляется в границах округа.
[4] Если они встали на учет в целях улучшения условий проживания до 01.03.2005 года.
[5] Ст.7 Закона г. Москвы № 14
[6] Мы не затрагивали в статье проблему защиты прав владельцев нежилой недвижимости. Это вообще отдельная тема. Их права, как бизнесменов, несколько отличаются от прав собственников квартир.
[7] Федеральный Закон № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» от 01.07.2017 года.
[8] Постановление правительства Москвы № 624-ПП «О порядке рассмотрения обращений об исключении многоквартирных домов из Программы реновации жилищного фонда в городе Москве» от 11.09.2017 года.
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.
Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова , президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости».
Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции