Обучаем детей счету играючи: игровые формы популярных методик

1. О популярных методиках

Любые родители радуются успехам своих детей, будь то первые шаги, слова, решенные примеры. Обучаясь новому, малыш познает мир, чувствует себя в нем увереннее, постепенно готовится к школе. Одним из основных умений ребенка является умение считать. Обучаться ему гораздо интереснее в виде игры. (фото 1)

На сегодняшний день существуют следующие популярные методики обучения счету, имеющие игровые формы:

  • «стосчет» Зайцева – является еще одной интересной методикой Николая Александровича, наряду с широко известными кубиками;
  • школа устного счета «Соробан», в которой преподается ментальная арифметика. Здесь посредством увлекательных игр обучают счету и в целом математике детей от 5 до 11 лет;
  • методика Леушиной – традиционный способ обучения устному счету, состоящий из нескольких этапов;
  • таблица «Сотни» Никитина – уникальная система цифр и точек, помогающая малышам играючи освоить полезный навык;
  • методика Петерсон – ориентирует на понимание, а не заучивание. Основана на ассоциациях и картинках;
  • разработки М. Монтессори, которые содержат множество способов комплексного обучения математике. Включают в себя пособия до десяти, золотые бусины;
  • обучение по Г. Доману – формирует понимание числа на уровне интуиции;
  • методика С. Полякова – основана на применении цифровых кубиков, тренирующих детей узнавать число, не пересчитывая предметы.

1.1. «Стосчет» Зайцева

Представляет собой набор карточек, на которых изображены числа до 100. Также на них имеются геометрические фигуры в количестве, соответствующем десяткам и единицам числа. Зайцев является автором и других игр: «Мне в сотне тесно», «Платоновы тела», «Тысяча плюс» и др.

1.2. Школа «Соробан»

Сеть официальных образовательных учреждений, обучающих устному счету в уме. В занятиях по данной программе задействованы оба полушария мозга. Для обучения используются счеты. Увидеть и сохранить в памяти картинку в движении – вот то, на чем делается акцент преподавателями школы. Ранее существовала как методика только для одаренных детей, сейчас же она адаптирована и для ребят среднего уровня интеллектуальных способностей.

1.3. Методика Леушиной

Разработанная советским педагогом, сегодня она активно применяется для обучения счету детсадовцев, включая:

  • перечисление предметов - «яблочко, еще яблочко…» и т.д.;
  • понятия «больше», «меньше», «поровну» без использования чисел;
  • счет от меньшего к большему, и наоборот, понятие «сколько».

1.4. «Сотни» Никитина

Данная таблица-сетка включает в себя расположенные в центре цифры, а по периметру – точки в нужных количествах. Помогает научить ребенка считать до 100.

1.5.Методика Петерсон

Людмила Георгиевна призывает учить детей логически размышлять, предлагает много заданий на смекалку. Ее авторская система обучения построена по «принципу слоеного пирога», где в течение каждого года изучается одна большая тема, но очень глубоко и разнообразно. Для малышей имеются развивающие задания с числовым лучом, выстраиванием заданных последовательностей кубиков.

1.6. Разработки Монтессори

Указывала на высокую эффективность обучения детей счету при проведении занятий с использованием денег. Так, полезно изучать применение монет на практике, разменивать их на более мелкие. Она утверждала, что весь процесс обучения, в том числе счет, основан на ощущениях и активизирует все виды памяти. Сегодня очень популярны ее игровые наборы с золотыми бусинами и деревянными брусочками разной величины.

1.7. Изучаем счет по Доману

В основе – изучение карточек с крупными яркими точками. Все предельно просто: ребенку показывается одна из них и называется соответствующее число. Таким образом, малыш учится зрительно воспринимать числа, еще не называя их по порядку.

1.8. Методика Полякова

Базируется на целостности мышления, включает игры на развитие зрительной и двигательной памяти. Для начала ребенок изучает счет до 10, затем прибавляет и вычитает сразу по 3,5,6. Тренировки возможны в любое время и в любом месте.

Таким образом, каждая из перечисленных методик хороша по-своему. Игровые методы позволяют вовлечь в процесс обучения даже самых маленьких детей.