В завершившемся учебном году более двух тысяч детей с ОВЗ и детей- инвалидов обучались вместе со сверстниками в общеобразовательных школах

О соблюдении прав детей-инвалидов в Вологодской области сегодня на оперативном совещании при Губернаторе области рассказала Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка Ольга Смирнова.

Всего, по ее словам, в регионе 4570 детей-инвалидов, их количество за последние три года кардинально не изменяется, приблизительно равно среднему показателю по России. Количество детей, которым впервые установлена инвалидность, незначительно, но снижается (за три года на 18%). В то же время растет количество детей, которым отказано в установлении инвалидности.

«Важной составляющей интеграции ребенка-инвалида в общество является создание условий для доступности социальной инфраструктуры. С этой целью на территории области реализуется подпрограмма «Безбарьерная среда» государственной программы «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014-2018 годы». В результате целенаправленной работы обеспечен рост доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры: с 47% в 2015 году до 60% в 2016 году. В 2016 году созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 22,3% школ, работа по созданию безбарьерной среды продолжена в четырех школах, в которых реализуются адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В проект впервые включены детский сад в Вологде и организация дополнительного образования детей в Череповце», - отметила Ольга Смирнова.

Реализация мероприятия позволила повысить эффективность и качество работ по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов. Хотя здесь, как подчеркнула детский уполномоченный, есть еще немало проблем, которые предстоит решить. 

Особое значение имеет создание условий для обучения детей-инвалидов. В области сохранена дифференцированная сеть из 15 отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих обучающихся.

Организовано обучение детей-инвалидов, проживающих в двух домах-интернатах (БУ СО ВО «Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», БУ СО ВО «Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»), на базе общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам.

При обучении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья применяются специальные образовательные технологии, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

Дети-инвалиды, обучающиеся дистанционно, обеспечены оргтехникой, учебными материалами на печатных и электронных носителях.

И, что очень важно, в 2016-2017 учебном году 1059 детей с ОВЗ и 1032 ребенка - инвалида обучались в обычных классах совместно со сверстниками, не имеющими нарушений развития, в условиях инклюзивного образования (2015-2016 учебный год - 728 детей с ОВЗ, 1074 детей-инвалидов).

«Именно в таких условиях у детей с инвалидностью появляется больше возможностей для общения, их жизненное пространство расширяется, что имеет большое значение для формирования мировоззрения ребенка, его самовосприятия и самооценки», - прокомментировала детский уполномоченный.

Во всех районах области действуют 35 ресурсных центров для дистанционного образования детей-инвалидов (детей с ограниченными возможностями здоровья). Для обучения детей-инвалидов привлечены 265 сетевых педагогов, обеспечена 100% потребность в данной форме обучения. 19 комплектов оборудования переданы выпускникам для продолжения обучения в организациях профессионального образования.

Однако в ходе проверок в отдельных учреждениях были выявлены факты непринятия мер к обучению детей. Также в области не все вопросы решены по обеспечению детей-инвалидов лекарственными препаратами, лечебным питанием, санаторно-курортным лечением, специализированными креслами-колясками для детей, занимающихся танцами, кроме того, ситуация с техническими средствами реабилитации стоит не так остро, но не решена на 100%. Все это, по словам детского омбудсмена, - первостепенные задачи на ближайшую перспективу.