Будем честны: чего больше всего хотят сотрудники? Чтобы их оставили в покое и дали заниматься своим делом. Ведь пока сотрудник для галочки проходит очередной курс, в его почтовом ящике накапливается десяток поводов задержаться на работе. Сотрудник негодует, сотрудник вне себя. И его можно понять.
Обучение ради обучения — провальная тактика, которая не вознесет сотрудника на вершины эффективности, а вашу компанию — в список Forbes.
Если вам знакома эта ситуация и вы давно думаете о том, как повысить эффективность обучения, вот несколько советов, которые помогут разобраться, что к чему.
1. Оцените обучение с точки зрения бизнеса Планируете кадровый резерв? Работаете над имиджем работодателя? Надо повысить эффективность продаж? У вас должно быть четкое понимание того, какой результат вы хотите получить. Например, для компании сферы услуг обученный персонал — очевидное конкурентное преимущество. Если сотрудники постоянно держат марку, а клиент доволен при каждом обращении, велика вероятность того, что он станет регулярным. А лояльность клиента повышает количество рекомендаций и стимулирует доходность.
2. Встройте обучение в ДНК компании Если вы четко понимаете роль обучения для вашего бизнеса, стоит закрепить это понимание на уровне общекорпоративной культуры. Не на бумаге, а в искренних коммуникациях руководства с сотрудниками. Важно, чтобы эту позицию разделяли все и каждому было понятно: «Таков наш путь, поэтому выбирай: или ты с нами, или без нас — третьего не дано».
3. Измеряйте мотивацию к саморазвитию «на старте» Какие ожидания от нового места работы чаще всего озвучивают кандидаты? Довольно часто они интересуются обучением и развитием в компании. Тем временем обучаются на корпоративных курсах по своей воле не больше 10% сотрудников — и это по самым оптимистичным прогнозам. Вывод: такое пожелание кандидата на собеседовании — не более, чем социально желаемый ответ.
Чтобы облегчить себе миссию, можно сразу брать на работу людей с высокой мотивацией к саморазвитию и со способностью обучаться. Для этого советуем применять методы объективной оценки. Например, способность к обучению и анализу информации измеряют динамические тесты, а установки по поводу обучения и саморазвития — личностные опросники.
4. Обучайте взрослых по-взрослому Первыми двумя пунктами вы обозначили потребность компании, однако эффективное обучение — область пересечения интересов бизнеса и человека. Сделайте сотрудника соавтором процесса: ставьте цели обучения вместе, а сотруднику дайте возможность выбрать удобный режим и формат. Зафиксировать цели можно в плане саморазвития, дополнительно к KPI, а форматы дополнить онлайн-обучением, чтобы сотрудник мог выбирать удобное время и место для занятий.
Сотрудник в этом случае будет понимать, как конкретный курс поможет решать рабочие задачи и что даст в будущем в плане карьеры. Промежуточные аудиты с руководителем за чашкой кофе в комфортной обстановке — отличный способ дать обратную связь и оценить прогресс.
5. Создайте среду для применения знаний Важно, чтобы ситуация рождала потребность учиться и, с другой стороны, давала возможность применить знания, обращая их в опыт. Например, вы готовите кадровый резерв и видите, что у менеджера Василия большой потенциал. Он тоже хочет расти, но всем понятно, что ему не хватает навыков руководства и понимания лидерских функций. Дайте ему освоить эти компетенции, а затем поручите посильную задачу, в которой он мог бы себя проявить. В этом случае руководитель становится не источником административной власти, а коучем, помогающим подчиненному развить потенциал.
6. Поощряйте Решите для себя, каким образом, материально или нематериально, вы будете поощрять сотрудников. Самым жестким и действенным вариантом тут будет уравнять обучение сотрудника с ростом в компании, сделав прохождение курсов необходимым условием для попадания в кадровый резерв. Не обучаешься — не растешь, все просто. Платить премии или устанавливать надбавки обучающимся — методы внешней мотивации, которая, как известно, имеет временный эффект. А обратный эффект будет иметь негативная мотивация — ничто так не отвратит ваших сотрудников от обучения в компании, как штрафы и взыскания.
7. Ведите качественный внутренний PR учебных программ Сделайте обучение престижным, а тех, кто обучается, приблизьте к руководству. Проводите постоянные внутренние коммуникации о курсах, рейтинги студентов и отчеты по активностям, желательно с видео. Применяйте принципы рекламы. Например, создайте ажиотаж за счет ограниченности мест в группе или привлеките корпоративных «знаменитостей» — пусть первые лица компании расскажут о том, чему и как обучались они. Книгу, которую советовал руководитель, все точно прочитают.
Это была первая порция советов и, надеемся, не только пища для ваших размышлений, но и руководство к действию.