Взгляды так называемых миллениалов – людей, чье рождение приходится на 1980-2000 годы, в особенности же наиболее молодых из них, кто родился в 90-е, на организацию жилого пространства существенно расходятся с предпочтениями более возрастных россиян, отмечают эксперты рынка недвижимости. В чем заключаются требования молодых людей, и что готовы подложить девелоперы в ответ на меняющийся спрос?
Цифровое поколение выбирает креативность и экологию
В самых общих словах основные отличительные особенности современной молодежи заключаются в активном использовании различных интернет-гаджетов, планшетов, цифровых технологий, как на работе, так и на досуге. При этом молодое поколение проявляет активный интерес к прикладным наукам и технологиям. Также считается, что в целом оно более экономно и рационально относится к природным и энергетическим ресурсам.
Такие процессы побуждают некоторых девелоперов при формировании концепций своих проектов исходить не только из текущей конъюнктуры, но и подстраиваться под мировоззрение людей молодого возраста, которые, мало-помалу, начинают формировать часть рыночного спроса. Как отмечают в компании «Дон-Строй», миллениалы «клюют» на все необычное, на то, что выбивается из общепринятых стандартов, поэтому девелоперский продукт, однозначно, становится более креативным. При этом молодых людей характерно «экологическое мышление» и акцент на ЗОЖ - помимо возможностей для активного образа жизни, это подразумевает внимание к энергоэффективности и экологичности дома. Кроме того, молодая аудитория не склонна «запираться от мира» в своей квартире, ей важна возможность максимально использовать территорию и общественные пространства дома. Но обо всем поподробнее.
Активная клиентская позиция
Среди важных современных тенденций спроса главный архитектор Группы «ИНТЕКО» Виталий Волохин называет формирование так называемого комьюнити – сообществ обитателей жилого комплекса. В тандеме с девелопером они помогают создавать качественно новую, клиентоориентированную среду. Работа с комьюнити – одно из «умных решений», которое застройщики стали применять в последнее время. «Молодым людям недостаточно иметь жилую ячейку, – говорит эксперт. – Им необходимы общественные пространства, зоны активного и пассивного отдыха и удобные коммуникации с ними. Застройщики, которые первые уловили новые веяния, уже сейчас имеют дворы без машин, качественное и разнообразное благоустройство дворов».
Единое пространство с четким зонированием
Сейчас большое внимание уделяется не просто строительству жилого комплекса с внутренним двором, а формированию единого пространства, в котором люди живут и проводят свой досуг, рассказывает руководитель по работе с ключевыми партнерами Est-a-Tet Роман Родионцев. При этом важной составляющей является зонирование внутренней территории, их благоустройство и формирование зон притяжения (например, спортивное ядро, детские игровые комплексы, бульвары и площади), обеспечение комплексных мер безопасности (например, системы контроля доступа). «Внутреннее общественное пространство - это четкое зонирование территории для разных целевых групп – для малышей современные игровые площадки, для подростков – спортивные площадки, велосипедные дорожки, дворовый wi-fi, для взрослых – ландшафтный дизайн мест прогулок и отдыха, – отмечает эксперт. – Современные входные группы – это лобби с продуманным функционалом (например, места для хранения колясок и велосипедов, беспрепятственный доступ к лифтам) и комфортом (высокие потолки, стеклянные двери, увеличивающие восприятие пространства)».
Трудоустройство и социализация не выходя из дома
При этом помимо стандартных цветников, детских и спортивных площадок, становятся более интересными форматы, предлагающие социализацию. Среди них генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталия Кузнецова перечисляет сцены, галереи, арт-пространства, коворкинги. Отличный пример – создание галерей, где выставляются творческие работы самих жильцов. Эксперт также отмечает наличие у молодой аудитории запроса на индивидуальную трудовую деятельность, что побуждает девелоперов создавать условия для открытия пекарен, йога-студий, разнообразных ремесленных центров и т.д. Наличие коммерческих помещений попадает, прежде всего, в поле зрения жителей, а не только бизнесменов со стороны. «Полагаю, молодые покупатели станут придерживаться принципа «работай и живи в одном месте», – убежден генеральный директор компании IKON Development Антон Детушев. – Поэтому они будут обращать еще большее внимание на организацию пространства для дистанционной работы вне дома, наличие торгово-развлекательных центров и спортивных клубов на территории комплекса».
Интернет и технологические «фишки»
При этом современное поколение большую часть свободного времени, так или иначе, проводит в социальных сетях и интернете, отмечает управляющий партнер компании «Метриум» и участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая. Более того, и работа молодых людей чаще всего связана с использованием сети. Поэтому в последнее время застройщики внедряют беспроводной интернет, покрывающий всю территорию жилого комплекса. В малых архитектурных формах (например, в скамейках) на территории дворов предусматриваются встроенные USB-порты, к которым можно подключить электронные устройства. «Проще говоря, пространство современного жилого комплекса девелоперы стараются максимально адаптировать для людей, живущих в сети, прежде всего – для молодежи», – резюмирует эксперт.
По словам Романа Родионцева, увеличиваются требования по технологическому оснащению домов. Например, некоторые застройщики освобождают жителей от необходимости каждый месяц снимать показатели счетчиков для передачи значений в управляющую компанию. Все это делается автоматически без участия собственника. «Это увеличивает оперативность и снижает затраты управляющей компании, а значит, и эксплуатационные расходы», – рассказывает Антон Детушев. Среди прочих «умных фишек» эксперт называет бесключевой доступ по отпечатку пальца в подъездах, автоматическое считывание номеров в паркинге. Как отмечает директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова, такие опции, как видеоаналитика, позволяющая «узнавать» жителя и предоставлять ему доступ в ЖК, мусорные баки на электроприводе, «спрятанные» под землю, зарядки для электромобилей, мобильное приложение для оплаты услуг и взаимодействия с управляющей компанией, уже доступны в некоторых жилых комплексах.
Молодые сокращают площади
Наиболее прагматичным решением застройщиков с точки зрения адаптации предложения под запросы молодых покупателей генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин считает активное внедрение малогабаритных студий и квартир евроформата. Такие лоты дешевле обходятся и в ипотеку, так как в силу небольшой стоимости, ежемесячный платеж по ним под силу выплачивать даже в одиночку молодому специалисту. «В частности, сейчас порядка 6% всех объектов, представленных в массовом сегменте – это студии площадью от 19 до 36 кв. м., – говорит эксперт. – Они отлично подходят для проживания одного молодого человека, но при этом значительно дешевле, чем однокомнатные квартиры, которые имеют обычно большие размеры (35-45 кв. м.). Приобрести такой объект можно за 3,5-4 млн рублей. То же справедливо и для объектов евроформата. Скажем «евродвушка» (одна спальня плюс кухня-гостиная) значительно дешевле классической двухкомнатной квартиры, хотя ее можно использовать так же, как и двухкомнатную квартиру, так как в ней есть отдельная спальня. Стоимость таких квартир – от 5,5 млн рублей». По словам эксперта, сейчас наблюдается стремление молодых людей в центр города, где концентрируются рабочие, а также развлекательные заведения. Отмечается, что молодые люди готовы экономить на площади жилья, и «обменивать» ее на более удобную локацию с точки зрения доступности центра. «Молодые люди более ориентированы на вовлеченность в городскую среду не в ущерб здоровью, поэтому в приоритете квартиры ближе к метро и крупным транспортным артериям, но с продуманной концепцией благоустройства», – подтверждает Евгения Старкова.
Новая ниша не за горами
По прогнозам Виталия Волохина, запросы молодого поколения, представители которого в большинстве своем стремятся поскорее начать жить отдельно от родителей, в будущем сформируют отдельную нишу жилья – доходные дома, представляющие собой комплексы с квартирами или апартаментами минимальной площади, которые будут сдаваться в аренду самим девелопером по аналогии с гостиницами. Это позволит молодым людям без серьезных первоначальных вложений получить возможность жить отдельно, получать весь перечень качественных услуг, занимаясь учебой или работой удаленно, не выходя за пределы комплекса. При этом арендаторы не будут привязаны к месту. Они смогут менять свое жилье в соответствии с меняющимися запросами и возможностями. Эксперт убежден, что в основе жизненной стратегии новых поколений лежит принцип мобильности.
Следует отметить, что к настоящему моменту развитием цивилизованного рынка арендного жилья в России занимается единый институт развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ». Еще весной 2016 года президент России Владимир Путин распорядился запустить пилотные проекты по строительству жилья и апартаментов для коммерческого найма с целью вывода арендного рынка из теневого сектора экономики и защиты интересов его участников. Эксперты «ДОМ.РФ» оценивают общий объем арендных жилых площадей в стране более, чем в 160 млн кв. м., что составляет 8% жилого фонда России. По их информации, арендовать квартиру готовы 7 млн российских семей, а 5,7 млн уже арендуют квартиры. К настоящему моменту общий объем арендного фонда «ДОМ.РФ» в Москве составляет 83 тыс. кв. м, при этом организация планирует развивать программу в регионах.
В свете всего этого очевиден большой потенциал для роста данного рынка, целевой аудиторией которого станет преимущественно российская молодежь.