Получить знания и даже новую профессию, не выходя из дома, — заманчивая перспектива. Предложения дистанционного обучения становятся все более многочисленными и разнообразными, в интернете можно получить даже диплом о высшем образовании. В отношении онлайн-обучения наиболее актуальны два вопроса: насколько оно эффективно и котируется ли у работодателей?
Виды онлайн-обучения Существует несколько вариантов обучения через интернет:
- Видео- и аудиоконференции — это общение с преподавателем в режиме реального времени. Они могут быть индивидуальными или коллективными, предусматривают возможность обратной связи. Видеоконференции максимально приближены к обычному обучению «вживую», поэтому считаются особенно эффективными;
- Видео- и аудиоуроки подразумевают исключительно пассивное участие обучающегося. Обучающие записи и программы можно скачать, купить на дисках или флэш-носителях, смотреть в режиме онлайн;
- Обучение в чатах — это обучение посредством обмена сообщениями с преподавателем, что для многих очень удобно. Чаты обычно используются для осваивания новых навыков, они дают возможность советоваться и шлифовать умения. Для изучения больших объемов информации это не самая удобная форма;
- Выполнение заданий, которые высылаются по электронной почте. Обучающийся отправляет выполненную работу, а обратно получает результат проверки с комментариями, в завершении учебы проходит аттестация.
Чаще всего обучение выстраивается по комбинированной схеме, например, после видеоурока нужно выполнить какое-то задание.
Спорные моменты Дистанционное обучение многие считают неэффективным из-за отсутствия контроля его результатов. Задания можно выполнять с помощью интернета, а иногда аттестация не проводится вовсе — обучающемуся просто присылается информация, в которой он разбирается самостоятельно. Безусловно, все зависит от мотивации: обычно онлайн-курсы проходят те, кто заинтересован в получении знаний, а не корочек, поэтому они учатся активно и с интересом.
Еще один важный момент — нужно выбирать проверенные курсы с хорошей репутацией. Мошенников в этой сфере достаточно, они предлагают интересные обучающие программы по невысоким ценам, но на деле информация оказывается устаревшей и неполной — в общем, бесполезной.
Но как определить «полезность» курса? Первое и самое главное — найти информацию о будущих «спикерах». Желательно, чтобы они работали в крупных компаниях или построили свой бизнес, о котором вы как минимум слышали. Часто бывает так, что курс читает некий «директор по маркетингу» некой «крупной IT-компании» — а в интернете ни о нём самом, ни о компании нет ни слова. Это первый тревожный звоночек.
Второй звоночек — когда курс ведёт «спикер-нарцисс». Люди такого склада активно «пиарится» через все соцсети, пишут по 25 постов в день и участвуют в любых спорах и дискуссиях. Их везде и всегда очень много. Они мониторят каждый отзыв о себе и обязательно приходят в комментарии к тем, кто отзывается о них плохо. Это называется «работой на себя». Подобные спикеры хотят собственной известности, при этом совершенно не задумываются о полезности своих курсов.
Как относятся к онлайн-обучению работодатели?
Многие работодатели, особенно консервативного склада, с недоверием относятся к любому виду образования, кроме классического. Раньше они так воспринимали заочников, а теперь по инерции — соискателей, получивших образование дистанционно. Более прогрессивные руководители понимают, что онлайн-обучение значительно отличается от заочного постоянным контактом с преподавателями, более высоким уровнем знаний.
Менеджеры по персоналу утверждают, что дистанционное обучение все чаще приравнивается к обычному, но только если оно дополнительное. Когда речь идет об основном образовании, классическое все равно ценится выше. То есть больше шансов найти работу у тех, кто закончил престижный вуз очно, а затем прошел несколько курсов, повышающих квалификацию или профессиональные навыки.
Потенциальные работодатели обычно благосклонны к дистанционным студентам— это полноценный работник, который еще и повышает свою квалификацию в свободное время и за свой счет.
Что говорить соискателю об онлайн-обучении? Любое образование скрывать от потенциального работодателя не стоит, каким бы оно не было. Если вы учились в престижном вузе — это предмет для гордости при любой форме обучения, а в резюме необязательно указывать, что образование было дистанционным. Конечно, позднее вы об этом расскажете, но уже когда попадете на собеседование и успеете произвести впечатление лично. К сожалению, некоторые эйчары слету «отметают» учившихся дистанционно, и ваша главная задача — избежать этого.
Указывайте в своем резюме дополнительное образование, которое имеет непосредственное отношение к желаемой должности. Если резюме будет пестрить всевозможными курсами, появится ощущение некоторой разбросанности интересов, что обычно настораживает менеджеров по персоналу.