Руководитель одного из волгоградских турагентств Евгений Смирнов убежден: чтобы успешно начинать и развивать малый бизнес, прежде всего нужно дружить с калькулятором.
Нормальной для предпринимателя сферы туризма ситуацией считается через 3-5 лет «выйти в ноль», а уже затем наращивать прибыль. Тщательно просчитать и составить бизнес-план - 50% успеха начинающего турагента.
- Я спрашивал некоторых: а вы бизнес-план составляли? Они отвечали: ну так, примерно. Что значит примерно? Бизнес-план - это план действий, это чистая математика, - рассуждает предприниматель.
Смирнов основал собственную компанию пять лет назад, и с тех пор много раз наблюдал, как в Волгограде открывались и закрывались ее коллеги по туристическому бизнесу. Все несостоявшиеся предприниматели делали одну и ту же ошибку: начинали усиленно заманивать клиентов хорошими скидками, чтобы сделать план, назначенный туроператорами. Большие скидки туристам можно делать за счет зарплаты сотрудникам, либо с риском не рассчитать затраты и самому погрязнуть в долгах. Следующая ошибочная стратегия - погашать деньгами, принесенными сегодня, вчерашние долги - и, значит, неизбежно скатываться в экономическую яму.
Еще одна крупная ошибка многих начинающих турагентов, по мнению Евгения - вступать на эту тропу неподготовленными, не имея за плечами не то что туристического, но и экономического или бизнес-образования. Тот, кто действует наобум в туризме, не читает внимательно договоры, не знает туристического законодательства, может в самый неожиданный момент пострадать от финансовых исков туристов.
Директор волгоградского образовательного центра Светлана Осипова выделяет несколько типичных ошибок начинающих предпринимателей:
1. Они сначала регистрируются в органах власти как предприниматели, а затем начинают размышлять, чем им заниматься.
2. Они наблюдают, как их знакомые развивают какой-либо бизнес, и они открывают такой же, не зная всей кухни данного бизнеса.
3. Они не пишут бизнес-планы, надеясь, что «разберутся по ходу», и прогорают.
4. В период экономического спада предприниматели, открывая бизнесы, не учитывают специфику данного периода и рассчитывают на быструю прибыль, вместо того чтобы принять другую стратегию действий - антикризисную.
5. Начинающие предприниматели сразу не налаживают бухгалтерский учет, в результате спустя короткое время получают проблемы, связанные с налоговым законодательством.
6. Они не обучаются предпринимательству и открывают собственное дело, имея весьма смутное представление о том, как вести бизнес.