В эти дни в Ярославле продолжается Восьмой музыкальный фестиваль Юрия Башмета, — событие столь плотно вошедшее в ярославскую жизнь, что изображение Юрия Абрамовича в модном полосатом шарфике, смотрящее на вас даже с кузовов троллейбусов, воспринимается уже как местная достопримечательность, сувенир и реликвия. Фестиваль интересен, прежде всего, тем, что как бы обкатывает на зрителе самые необычайные по форме программы — будь-то солирующая арфа (мастер Ксавье де Мэстр!) или фрагменты традиционной китайской оперы, вкрапленной в привычный романтический концерт... — Казалось бы, зачем я здесь? Почему я уезжаю на праздники в Ярославль? Почему я не в Москве, не в Париже? — Вопрошает великий альтист. — А дело в том, что за эти годы здесь сложился прекрасный фестиваль, необыкновенная атмосфера, и теперь в Ярославль съезжаются лучшие музыканты мира...
Итак, для критика башметовский форум в Ярославле хорош двумя вещами: во-первых, ты смотришь за артистом, во-вторых, безумно интересуешься самим зрителем и его реакцией. В Москве реакция публики, если брать классические залы, всегда предсказуема. А тут Башмет (а за ним, в качестве организатора, стоит Русское концертное агентство) постоянно всё держит на тончайшем нерве импровизации... да, фестиваль подготовлен, распланирован, расписан, но Юрий Абрамович по природе своей не может идти только накатанными дорожками, он нет-нет да и привносит элемент неожиданности и какой-то страстной свободы, даже сам того не желая; взять тот же концерт-открытие.
Вместо дирижерского пульта — подиум для чудной по красоте арфы. «Солисты Москвы» уже сидят на местах, готовясь исполнить до мажорный концерт Буальдье (весьма и весьма почитаемый в России начала позапрошлого века оперный композитор, обласканный Александром I, и это в канун войны 1812 года!).
Объявляют Башмета в качестве дирижера, тот выходит вместе с великолепным арфистом-солистом Ксавье де Мэстром. И тут башметовский виолончелист Алексей Найденов шепчет маэстро: «Кажется на арфе струна порвалась».
И в самом деле, одна из коротких, наиболее ходовых струн в «плече» арфы безжизненно свисает как макаронина. Ксавье обаятельно улыбается и... удаляется за новой струной.
А Башмет, тем временем, как будто это не форсмажор, а вполне себе повседневная ситуация, размеренно садится за стульчик арфиста и легко так, негромко заводит с залом разговор:
— Как-то наш любимый генсек читал на съезде доклад...
Де Мэстр, тоже без паники, за 5-6 минут поменял струну, положив рядом с собой на стульчик ключ для подстраивания. Волшебство началось — арфовый концерт Буальдье, конечно, является хрестоматийным для всех арфистов, но здесь, в Ярославле он исполнялся впервые. И, разумеется, мужчина весь в черном, ловко перебирающий струны — та еще диковинка. Публика, успокоенная Башметом, погрузилась в транс от виртуозности Ксавье де Мэстра, который, впрочем, был вынужден всякий раз при вступлении оркестра подстраивать «ползущую» новую струну.
Блестяще «отмучившись», арфист после десятиминутных аплодисментов решился пойти на бис. И еще пять минут овации.
А в финале Башмет так и вовсе встал за пульт не только своего оркестра, но и хоровой капеллы «Ярославия», — была исполнена «Месса Святого Иоанна» соль мажор Гайдна.
На следующий день местная филармония была столь же полна любопытными: на правой части сцены разместились скрипач Никита Борисоглебский с бельгийской пианисткой Ю Фен Чан, на левой — герои китайской оперы (флейтист Квин Йин и вокалистка Йили Шен). Обаятельному конферансье понадобилось минут десять, чтобы в красках описать специфику подступающего «спектакля»: правая сторона сыграет части привычных уху сонат Баха, Бетховена, Франка и Шнитке, а левая... Йили Шен, прячась за яркой ширмой, бьет три раза в колокольчик и флейтист Квин Йин погружает зал в медитацию китайского средневековья... потом Борисоглебский — публика вздыхала облегченно — возвращает нас в европейскую систему координат.
Затем из-за ширмы выходит с красной розой Йили Шен: в своеобразной горловой манере исполняет фрагменты оперы «Павильон Пионов» — «В поисках сновидения»... понятно, что зритель постепенно привыкал к необычному искусству; кто-то во время концерта встал и ушел, а кто-то остался на лекцию-встречу с артистами, которые подробно рассказали о нюансах древней традиции.
И в этом сила башметовского фестиваля — никаких тебе повторов, попсовых трюков, поблажек, скидок на «нестолицу». Чего только стоит специальный проект форума — приглашение в Ярославль суфийского ансамбля Al-Tariqa Al-Gazoulia Ensemble (худрук Шейх Салем аль-Газули); коллектив, регулярно участвующий в государственных и религиозных церемониях, давно хорошо известен за пределами Египта, — так суфии недавно выезжали на Зальцбургский фестиваль. «Мир, взаимопонимание и толерантность есть три главных тона в божественной мелодии Любви», — свой постулат музыканты блестяще доказали в Ярославле, исполнив молитвенные импровизационные темы...
Ну и, конечно, главная фишка форума — «окучивание» близлежащих городов и населенных пунктов — от Рыбинска до Гаврилов Яма, от Мышкина до поселка Красный Профинтерн (только отреставрированный замок купца Понизовкина, где Башмет вместе с дочкой Ксенией солировал в трудной брамсовской программе)... Казалось бы, куда проще отделаться концертами в Ярославле, чем тащиться куда-то на автобусе три часа. Но нет, Башмет честно объезжает всю область, город за городом, каждый из которых постепенно становится для него родным...